Рейс в небесаОтдавая дань ушедшим … Футбольные катастрофы современности.


Крушение авиалайнера с футболистами бразильского клуба «Шапекоэнсе», произошедшее 28-го ноября на территории Колумбии, побудило заглянуть в историю, и вспомнить обо всех трагедиях, случившихся с футболистами клубов, которым не суждено было вернуться с последнего авиарейса в жизни.

1949 год. «Торино» (Турин, Италия).

4-го мая 1949 года самолет марки «Фиат 212» совершал рейс по маршруту «Лиссабон – Турин». На борту лайнера находился сильнейший на тот момент клуб итальянской Серии «А» «Торино». На подлете к Турину в условиях плохой видимости пилот самолета не сумел разминуться с высоким холмом и лайнер, задев крылом церковный шпиль, врезался в горный склон Суперга. Погибли 18 футболистов, в том числе капитан «Торино» Валентино Маццолла и английский тренер Лесли Ливсли. Среди погибших также были журналисты и официальные лица. В сезоне 1948/49 года «Торино» все-таки стал чемпионом Италии в пятый раз подряд, хоть и доигрывать чемпионат пришлось дублирующим составом. В знак уважения к великому и легендарному клубу, в оставшихся играх сезона все соперники туринцев в матчах с «гранатовыми» выставили резервные составы. После победы «Торино» в чемпионате, тогдашний президент Федерации футбола Италии Отторио Барасси запустил чемпионский кубок на воздушных шарах в небо, прямо на месте трагедии лайнера «Фиат 212».

1958 год. «Манчестер Юнайтед» (Манчестер, Англия).

6-го февраля 1958 года, в аэропорту Мюнхена потерпел крушение один из самых надежных самолетов того времени «Эйрспид Амбассадор». На борту лайнера находилась одна из сильнейших команд Европы «Манчестер Юнайтед». Самолет выполнял рейс 609 по маршруту «Белград – Манчестер», транзитом через Мюнхен с остановкой для дозаправки. После матча на Кубок чемпионов в Белграде против местной «Црвены Звезды» (3:3) и выхода в полуфинал турнира, футболисты «МЮ» торопились на очередной поединок английской Премьер-лиги. За полгода до трагедии, «МЮ» возвращался из Праги и едва успел к матчу внутреннего первенства, после чего руководство и футболисты не желали повторения той нервотрепки. Еще на подлете к Германии метеосводки были нерадостными – над страной бушевала снежная стихия. Совершив посадку в мюнхенском аэропорту «Рием», лайнер долго выруливал в метели в поисках нужного бокса, а затем более двух часов ожидал дозаправки и разрешение на вылет. Получив добро, с первой попытки оторвать самолет от земли не получилось из-за наледи на взлетном поле, и взлет был отложен. Вторая попытка тоже не увенчалась успехом по той же причине. В 16:03 по местному времени пилот Джеймс Тэйн предпринял третью и последнюю попытку взлететь. Быстро набрав скорость «Эйрспид Амбассадор», успел разогнаться до двухсот километров в час, но взлететь так и не сумел, продолжая бежать по взлетно-посадочной полосе. По мере увеличения скорости лайнер начал вибрировать, но шасси по-прежнему соприкасались с поверхностью полосы, в результате чего «Эйрспид» резко сбавив скорость, выкатился за пределы полосы и врезался в близлежащие постройки. Закончив продолжающее по инерции движение самолет моментально вспыхнул. На борту тогда находились 44 человека, включая четверых членов экипажа.

В огне и от полученных травм сразу погибли 20 человек, семеро из которых (Роджер Бирн, Томми Тейлор, Эдди Коулмен, Марк Джонс, Дэвид Пэгг, Джефф Бент, Лайм Уилан), футболисты «МЮ». Также погибли второй тренер Берт Уолли, тренер по физподготовке Том Керри, восемь журналистов, среди которых был легендарный игрок «Манчестер Сити» Франк Свифт, летевший в Белград в качестве комментатора, югославский дипломат и болельщик «МЮ». Еще трое пострадавших в авиакатастрофе так и не смогли покинуть больничные койки, скончавшись спустя некоторое время после трагедии. Один из них 21-летний форвард сборной Англии Дункан Эдвардс, ушедший из жизни спустя 15 дней после трагедии. Среди уцелевших легендарный тренер «МЮ» Мэтт Басби, а также футболисты ХэрриГрэг, Джекки Блэнчфлауэр, Дэннис Вайолетт, Рей Вуд, Альберт Скэнлон, Джонни Берри, Кен Морганс, Билл Фоулкс и Бобби Чарльтон. Двое последних спустя десять лет в 1968 году выиграют вместе с «Манчестер Юнайтед» Кубок европейских чемпионов. Тренером той команды будет все тот же Мэтт Басби.

Расследование установило, что причиной авиакатастрофы стала снежная каша, образовавшаяся в конце взлетной полосы. Попав в нее лайнер, разогнавшись до 217 км/ч, резко потерял скорость и больше не смог набрать высоту. Несмотря на очевидную вину аэропорта «Рием» (нерасчищенная полоса), правосудие Германии во всем обвинило английского пилота Джеймса Тэйна, который якобы пытался поднять в воздух обледеневшую машину. Выживший пилот Тэйн был реабилитирован в 1968 году, но и после оправдания к полетам больше не допускался.

У ворот стадиона «Олд Траффорд» в Манчестере установлена мемориальная доска в знак памяти погибшим в авиакатастрофе в Мюнхене.

16 июля 1960 года, при приземлении в аэропорту города Каструп на острове Амагер вблизи Копенгагена, разбился самолет, на борту которого находилась вторая сборная Дании. В результате крушения авиалайнера погибли восемь футболистов датской сборной.

3 апреля 1961 года, в полном составе разбилась футбольная команда первого дивизиона чемпионата Чили «Грин Кросс». Лайнер «Douglas C‑47A» с футболистами на борту потерпел крушение в горном массиве в Кордильерах, когда возвращался из города Осорио. Трагедия унесла жизни 24-х человек.

26 сентября 1969 года в Андах потерпел крушение самолет с самой популярной командой Боливии на борту «Стронгест». Команда направлялась из Санта-Круса домой в город Ла-Пас. Погибли 19 человек, включая футболистов и руководителей клуба.

31 декабря 1970 года в полном составе погибла алжирская команда «Эйр Ликвид», летевшая в Испанию на товарищеский матч.

1979 год. «Пахтакор» (Ташкент).

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском, на высоте 8400 метров из-за несогласованности харьковских диспетчеров столкнулись два самолета Ту-134А. Один следовал по маршруту «Челябинск – Кишинев», другой выполнял рейс «Ташкент – Минск». На борту ташкентского лайнера находились 17 футболистов команды «Пахтакор» (Ташкент) и три сотрудника клуба, летевших на игру Высшей лиги Чемпионата Советского Союза с минским «Динамо».
Все 179 пассажиров обоих лайнеров погибли, а информацию о трагедии тогда засекретили на неделю. После трагедии, «Пахтакор» в текущем сезоне и нескольких следующих, был усилен добровольцами из других клубов. А в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет (включая чемпионат СССР 1979 года) независимо от результатов ташкентский клуб сохранял место в Высшей лиге советского футбола.

Футболисты «Пахтакора», в том числе игроки сборной СССР Михаил Ан и Владимир Федоров похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище, где им установлен памятник.

В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолетов был установлен монумент памяти «Пахтакора» и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

9 декабря 1987 года потерпел крушение самолет перуанских авиалиний ВМС «F-27». Борт с 53-мя пассажирами совершал полет по маршруту «Пукальпа – Лима». Полет проходил ночью и перед посадкой экипаж обнаружил неисправность шасси и сбои в работе электронного оборудования. Командир воздушного судна принял единственное возможное, и при этом очень рискованное решение – садиться на воду. Попытка приземлиться обернулась трагедией. Лайнер упал в океан в нескольких километрах от побережья. Погибли все пассажиры, среди которых находилась делегация популярного столичного клуба «Альянса» - 16 футболистов и известный тренер Маркос Кальдерон.

7 июня 1989 года в районе Парамарибо при заходе на посадку потерпел катастрофу лайнер «DC-8-62» компании «Surinam Airways». В результате трагедии погибли 176 пассажиров и 9 членов экипажа, включая команду голландских футболистов суринамского происхождения. В живых осталось 11 человек. При приземлении лайнера пилотами была допущена ошибка, из-за чего на высоте 25 метров правое крыло самолета зацепило дерево.

Команда в составе 23-х голландских футболистов суринамского происхождения, направлялась на историческую Родину для участия в турнире с местными клубами. Многим более именитым голландцам суринамского происхождения, чье участие в турнире планировалось, в поездке отказало руководство клубов, мотивируя отказ подготовкой к новому сезону. Среди футболистов, не попавших на трагический рейс, оказались легендарные голландские игроки Рууд Гуллит, Франк Райкаард, Арон Винтер, Брайан Рой и некоторые другие.

В ночь с 27 на 28 апреля 1993 года, одна из самых талантливых африканских сборных того времени команда Замбии летела в Сенегал на отборочный матч Чемпионата мира – 1994. Лайнер замбийских ВВС «Баффало», на котором сборная Замбии совершала чартерный рейс, сделал вынужденную посадку для дозаправки в аэропорту столицы Габона Либревиле. Во время транзитной остановки обнаружились проблемы с двигателем, но пилот лайнера проигнорировал возможность устранить проблемы во время дозаправки и решил продолжить полет. После взлета, у самолета произошло возгорание двигателя, и лайнер рухнул в Атлантический океан. Погибли пятеро членов экипажа и все пассажиры, среди которых находились 18 игроков сборной Замбии. В том числе два экс-футболиста душанбинского «Памира» - Висдом Чанса и Дерби Макинка, которые вместе с Персоном Мванзой (умер в 1997 году от болезни), стали первыми официальными легионерами в чемпионате Советского Союза. Расследование этой трагедии даже не проводилось, а жены некоторых футболистов покончили жизнь самоубийством.

Фото – твиттер Air Disasters

Константин Родионов



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Комментарии   
+5 #2 Волгоградец 12.12.2018 18:46
Круто, много раньше и знал. Спасибо.
Цитировать
+18 #1 Игорь 01.12.2016 23:29
Интересно и очень печально читать... судьба ...
Цитировать
Добавить комментарий