Вопросы остаются, конкурс продолжается и наш рассказ, стало быть, еще не закончен, - так завершалась наша недавняя публикация «Что в набережной Волгограда есть цель, и кто в ее достижении есть средство?».
Как сообщалось, 31 июля по инициативе губернатора Волгоградской области Сергея Боженова жюри конкурса на лучший концептуальный проект развития территории набережной им. 62-й армии приняло решение: продлить демонстрацию проектов до 10 августа 2012 года. Продлили. Затем торжественно закрыли. И в тот же день, а, точнее, вечером того же дня, на это событие отреагировал главный архитектор Волгограда, член жюри конкурса Александр Моложавенко.
По его словам, конкурс выполнил одну из своих главных целей - выяснить мнение горожан и начать в обществе дискуссию. «Такая заинтересованность свидетельствует о высокой социальной активности, на которую и рассчитывал, объявляя публичное обсуждение, губернатор Сергей Боженов», - так торжественно переключила пресс-служба мэрии наше внимание на инициатора, организатора и вдохновителя акции.
Теперь, развивал свою мысль Александр Моложавенко, «жюри предстоит обобщить все предложения, учесть пожелания различных социальных групп, чтобы соблюсти баланс интересов и принять взвешенное решение». Он уточнил, что «речь пока не идет о каком-то одном, окончательно готовом проекте - должна быть определена базовая концепция, идея, которую и возьмут за основу предстоящей реконструкции». Собственно говоря, главный архитектор Волгограда, член жюри конкурса просто повторил то, о чем заявлял ранее губернатор Сергей Боженов:«Если комиссия выберет какой-то проект с доработками, то будем собирать с мира по нитке».
Но ведь что получается? Губернатор рекомендовал независимому, хочется думать, жюри расширить временные рамки общественного обсуждения. Жюри поддержало инициативу Сергея Боженова и определило новые сроки работы экспозиции. Но каким образом продление сроков ознакомления с экспозицией проектов могло повлиять на их качество?
Давайте вспомним, к какому выводу единогласно пришли на своем первом заседании члены жюри: ни один из шести проектов полностью не отвечает условиям конкурса. Ни один! Другими словами, пользуясь спортивной терминологией, никто из авторов проекта не добежал до финиша. Что ж, сойдемся на том, что и для участников творческих конкурсов вполне приемлем известный принцип: «Главное - не победа, а участие».
Между тем дополнительное время, предоставленное жителям Волгограда и его гостям для знакомства с шестью проектами, было отмечено и активным продолжением острой дискуссии, развернувшейся на разных площадках. Так, за один день до окончания работы упомянутой экспозиции, в Волгограде прошло расширенное заседание Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Волгоградской области. В нем также приняли участие заместитель председателя правительства Волгоградской области Юрий Сизов, представители некоторых творческих союзов, общественных организаций, в том числе и молодежных, журналисты.
Один из вопросов повестки дня был сформулирован так: «О предложениях ветеранов по реконструкции Набережной имени 62-й армии». Председатель областного совета, генерал - лейтенант Александр Маклаков ознакомил всех присутствующих с письмом на имя губернатора Боженова. Оценив все выставленные проекты как «целевой заказ частного капитала», ветераны пришли к мнению, что «никаких новых набережных волгоградцам не надо, а все решения должны быть направлены на то, чтобы сохранить существующие территории и обустроить их для отдыха жителей и гостей города».
Неоднократно звучало и такое предложение: вернуться к блестящему проекту архитекторов Алексея Симбирцева и Тимофея Садовского, по которым и строилась набережная. Кстати, мало кто знает, что она должна была начинаться у первого шлюза Волга - Донского канала и заканчиваться у Волжской ГЭС. Первый этап работы по возведению этой уникальной набережной начался еще в 1943 году, когда город лежал в руинах после Сталинградской битвы.
Как считает Александр Вязьмин, который еще недавно был главным архитектором области, набережная Волгограда в ее сегодняшнем варианте уникальна, она вошла во все учебники по архитектуре и до сегодняшнего дня остается ансамблем мирового уровня. Не будем забывать, говорит он, что архитектором с мировым именем, академиком Тимофеем Садовским были запроектированы работы по благоустройству, озеленению, установке фонтанов, прогулочные и беговые дорожки, парки и скверы, связанные со строительством речного вокзала. «Набережная нуждается в благоустройстве, а не в капитальных сооружениях, - убежден Александр Вязьмин.
Говоря о представленных проектах, он отмечает несколько очень существенных проблем. Первая - инженерная составляющая. «Если мы начнем строить 16-этажки, то подпорные стенки, которые несут определенную нагрузку и рассчитаны только на ландшафтное благоустройство, потребуют кардинального изменения и усиления. Надо учитывать и тот факт, что на Нижней террасе нет никаких инженерных сетей, нет в достаточном количестве воды, не хватает энергетической мощностей и так далее. И эту инженерную инфраструктуру надо делать, - говорит Александр Вязьмин.
«Если же мы пойдем по пути, который предлагается сегодня, и зарезервируем эту территорию под строительство огромных капитальных сооружений, общественных зданий, торговых центров, жилых многоэтажек, крупных гостиниц, огромнейшего количества ресторанов, кафе, закусочных, которые предлагаются во многих представленных проектах, то город получит большую головную боль», - такими размышлениями поделился архитектор.
Второе, что, возможно, и есть предмет особых вожделений возможных инвесторов, городская земля. Для строительства капитальных зданий и сооружений нужно будет земли общего пользования изъять и передать собственнику, то есть, застройщику. Но это категория земель, которая в равной степени принадлежит каждому горожанину в соответствии с земельным кодексом. Каждому. Это горожанам нужно?- задается вопросом архитектор. И отвечает: «Вряд ли».
Но нельзя же исключить, что это было очень нужно инициаторам проекта областного закона, в соответствии с которым право распоряжаться землей, которая не разграничена, переходило от Волгограда к правительству области. Как известно, областная дума такой закон приняла, а губернатор Сергей Боженов его подписал.
Между тем хорошо известно, что прокуратура еще в феврале прошлого года обратилась в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц (то есть - каждого жителя города), требуя защитить их от посягательств на объект культурного наследия «Ансамбль Набережной р Волга, 1952год, расположенный по адресу :г.Волгоград, Центральный район, Набережная им. 62-й Армии». И вот в марте прошлого года в прессе прошло сообщение о том, что Центральный районный суд Волгограда этот иск удовлетворил в полном объеме. Вскоре в области власть поменялась, и аналогичное решение было вынесено судом в начале июля уже нынешнего года.
Сама же идея переустройства Набережной им.62-й Армии была озвучена новым губернатором Сергеем Боженовым в апреле этого года. Об этом напомнила читателям газеты «Коммерсантъ» журналист Елена Завьялова. Информируя второго августа о том, что в Волгограде завершается конкурс реконструкции Центральной набережной, онасообщала и некоторый подробности истории вопроса.
«Одним из приоритетных проектов была названа работа французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта (участвует в конкурсе. — „Ъ"). Проект сделан несколько лет назад при тогдашнем мэре Волгограда Евгении Ищенко. В апреле Сергей Боженов предоставил свой кабинет для презентации. Евгений Ищенко сообщил, что ключевыми объектами его станут гостиница, жилые дома, торговая галерея, рестораны, кафе, яхт-клуб. Господин Боженов добавил свои идеи: изменить название набережной и установить бюсты руководителей стран антигитлеровской коалиции - прежних и нынешних», - говорится в публикации.
Во время неоднократного посещения выставок приходилось рот самых разных людей слышать, что под номером пять в экспозиции выставлен тот самый, упомянутый газетой «Коммерсантъ», проект. По странному ли совпадению именно вокруг него ведутся постоянные разговоры в финансируемых из бюджета средствах массовой информации? - я судить не берусь. Случайно ли во время экспозиции талончики для голосования именно под этим номером чаще всего предлагались посетителям выставки? я тоже судить не берусь. Но, видимо, совсем не случайным было мнение, которое прозвучало вчера на Муниципальном телевидении Волгограда во время дискуссии, посвященной проектам набережной.
Его высказал член президиума Российской Ассоциации реставраторов, руководитель отделения Российской Ассоциации реставраторов по ЮФО, архитектор-реставратор, заместитель председателя регионального отделения Русского географического общества, член Союза архитекторов России; доцент кафедры градостроительства Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, член экспертного Совета при губернаторе Волгоградской области Сергей Сена. «Я убежден, что 60% тех, кто высказался за проект под номером пять, зомбированы презентацией проекта», - сказал эксперт.
Тем временем в кулуарах активно судачат о том, что именно тот проект, для презентации которого, как сообщалось в СМИ, губернатор Сергей Боженов предоставил в апреле свой кабинет, будет представлен на экономическом форуме в Сочи - как наиболее привлекательный для инвесторов. Кто сделал такой вывод, на чем он основан, какова смета проекта?- не обсуждается.
И тут стоит все-таки стоит напомнить, что губернатор, лично объявивший конкурс на лучший концептуальный проект комплексного развития территории набережной им. 62-й Армии, заявил, что он поступит так, как «решит общественность». Так что незачем байками кормиться и разговоры разговаривать о том, что, дескать, «набережную может обдуть ветром коррупции». А если даже и обдует, то держитесь покрепче - мало никому не покажется.
Итак, конкурс завершился, выставка закрыта, итоги подводятся, вопросы остаются. И наш рассказ, стало быть, еще не закончен.