О спорном  варианте концепции развития пенсионной системы

Минтруд внес в правительство проект концепции развития пенсионной системы до 2030 года, так и не согласовав его с Минфином, Минэкономики и Федеральной службой по финансовым рынкам. Социальное ведомство по-прежнему предлагает реформировать систему досрочных пенсий, увеличить взносы для самозанятого населения и перевести часть накопительной пенсии в солидарную. Наконец, в планах Минтруда поэтапно поднять общий страховой взнос еще на 2 %.

Стратегия внесена в правительство с разногласиями: как сказал "Ведомостям" неназванный чиновник одного из участвующих в обсуждении документа ведомств, "все вошли в клинч". Тем не менее, из шести пунктов, по которым финансовое, экономическое и социальное ведомства искали компромисс, договориться не удалось только по одному. Камнем преткновения стала судьба накопительной части пенсии.

При этом тот факт, что концепция направлена не на благо пенсионеров, нынешних и будущих, а лишь на снижение дефицита ПФР, не взволновал в правительстве никого. И потому опубликованная к выходным версия концепции, по существу, ничем не отличается от уже представленной Минтрудом 31 августа, лишь уточняя некоторые положения.

А ведь документ был подвергнут экспертным сообществом резкой критике. Увы, мнение специалистов чиновникам из Минтруда, судя по всему, неинтересно. Министерство продолжает настаивать на трехуровневой модели пенсионной системы. Ее первый уровень составляет государственная пенсия. И здесь представители министерства начинают писать вещи странные и неправдоподобные.

Делая вид, что свято следуют заявлениям президента России о том, что пенсионный возраст повышен не будет, представители нашего социального ведомства пишут, что для получения трудовой пенсии необходим стаж в 30 лет, но с дальнейшим повышением согласно актуарной сбалансированности взносов и обязательств до 42 лет, при этом коэффициент замещения утраченного заработка составит 40 %.

Так в каком же возрасте должны уходить на пенсию граждане России, чтобы она составляла минимум, определенный Международной организацией труда? С 18-ти до 60-ти для женщин? И то при условии, что они не будут ни учиться на дневном отделении вуза, ни сидеть с новорожденным ребенком.

Второй уровень – корпоративная пенсия за счет дополнительных взносов работодателя. Это возможно в том случае, если вам попадется работодатель-филантроп, готовый зачем-то платить за вас лишние деньги в ПФР. Можно, разумеется, договориться с работодателем, что эти взносы будут вычитаться из вашего заработка, но из него вам неплохо бы заплатить за будущий третий пенсионный уровень, поскольку это – частная пенсия, на которую гражданин самостоятельно уплачивает дополнительный взнос.

Все три уровня при условии наличия стажа не менее 40-45 лет должны дать в будущем коэффициент замещения утраченного среднего заработка до 70 %. И тут возникает слишком много вопросов. Прежде всего, такой коэффициент замещения обеспечивают своим пенсионерам только пенсионные фонды, причем негосударственные, и лишь в некоторых развитых странах. Достигнем ли мы уровня этих стран, а если достигнем, то когда – неизвестно.

На днях в российских изданиях появились сообщения о том, что американцы подсчитали: для безбедной жизни после выхода на пенсию гражданам США необходимо накопить сумму, равную восьми годовым зарплатам. А сколько годовых зарплат нужно накопить россиянам? Думается, в Минтруде такими расчетами относительно граждан России себя не утруждали. Там вообще считали только средства, которые можно изъять в пользу ПФР.

Итог подсчетов оказался печален для всех: устранить предлагаемыми мерами дефицит Пенсионного фонда (в 2012 году – 1,075 трлн. руб., или 1,8 % ВВП, в 2015 году – 1,2 трлн. руб.) не удастся. Минтруд вынужден был это признать. Реализация концепции позволит его снизить к 2020 году до 1,2 % ВВП, к 2030 году – до 0,9 % ВВП. Получится это или нет, сказать трудно: 2020 год далеко, а 2030 – еще дальше. Нас ждут за это время выборы, перед которыми принято давать несбыточные обещания. Очень возможны и новые кризисы. Поэтому не будем прорицать "прекрасное далеко", а обратимся к тому, что обещает нам концепция в самое ближайшее время.

Начнем с вопроса о досрочных пенсиях, тем более, что по нему в правительстве нет разногласий. Да, у нас в стране каждый третий пенсионер выходит на пенсию досрочно. И в большинстве случаев это не прихоть людей, которым надоело работать, а печальная участь тех, кто трудится на производстве с опасными для здоровья условиями труда. При этом работодатель, у которого эти люди трудятся, платит в Пенсионный фонд по общему тарифу.

В бюджет на 2013–2015 годы уже заложены цифры, соответствующие предложениям Минтруда о поэтапном введении дополнительных тарифов взносов в ПФР за таких работников. По первому (особо вредные и опасные рабочие места) и второму (вредные и опасные) спискам в 2013 году эти тарифы составят 4 % и 2 %, в 2014 году – 6 % и 4 %, в 2015-м – 9 % и 6 % соответственно. А дальше Минтруд предлагает увеличить тариф "из требования актуарной обеспеченности" до желательных ему 15,1 % по первому списку и 8,7 % по второму.

При этом люди, уже имеющие право на досрочную пенсию, при наличии полного стажа сохраняют это право. А вот тем, у кого стаж неполный, включат периоды работы на вредном производстве лишь при уплате за них страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Но вредные для здоровья производства у нас никуда не денутся. Поэтому тем, кто только собирается на них работать, Минтруд предлагает страхование утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности. То есть в системе соцстраха должен заработать новый институт, в котором должны быть специальные тарифы и система оценки профессиональных рисков. Минтруд предлагает также продлить для этих работников программу софинансирования пенсий, а работодателям с вредными и опасными рабочими местами, которые развивают корпоративные программы, дать преференции в виде снижения доходов на сумму взносов при исчислении налога на прибыль.
Учитывая, что на пенсию по выслуге лет могут уходить досрочно некоторые категории бюджетников, например, педагоги и медики, взносы которых идут с одной статьи бюджета в другую, чиновники социального ведомства выделили эти группы граждан из остальных. Для врачей, учителей и творческих работников право на досрочную пенсию сохранят, но не для всех. Такое право получат лишь те, у кого выработана половина и более требуемого стажа, а вот для остальных необходимый стаж будет поэтапно увеличен.

Но не только льготники должны почувствовать на себе заботу Минтруда. Для индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов и частных нотариусов – всех, кто в понимании чиновников объединен термином "самозанятое" население, тоже грядут перемены. Налогооблагаемая база по ним будет также постепенно расти. В Пенсионный фонд они будут платить взносы в 2013 году исходя из двух минимальных зарплат (сейчас – из одной), в 2014 году – из двух с половиной минимальных зарплат, в 2015-м – из трех. И в дальнейшем тариф будет индексироваться.

Но, разумеется, "гвоздем программы" остался вопрос о накопительной части пенсии. В опубликованном варианте нет так называемого "страхового маневра", который ранее предлагали Минтруд и Пенсионный фонд: на 2013-2015 гг. передать часть накопительного взноса в солидарную систему на выплату текущих пенсий. Бюджет ПФР на ближайшую трехлетку сверстан исходя из прежнего порядка индексации и из действующего размера накопительного взноса – 6 %. Но от идеи демонтажа обязательных накоплений Минтруд не отказался. Описанная в стратегии "поэтапная трансформация" накопительной части пенсии предполагает, что из государственной обязательной она должна стать негосударственной и добровольной.

На первом этапе, в 2013-2014 гг., Минтруд предлагает правительству определиться с размером накопительного взноса, а гражданам – выбрать, хотят ли они копить. За это же время нужно ввести систему гарантий сохранности пенсионных накоплений, расширить перечень инструментов для их инвестирования и предусмотреть налоговые льготы для плательщиков.

За 2015-2017 гг. государственная обязательная пенсионная система должна стать полностью солидарной, и по умолчанию работодатель весь взнос будет уплачивать в ПФР. Граждане, которые пожелают копить, должны написать об этом заявление и доплачивать 2 % из своего заработка к сумме, которую будет перечислять работодатель.

В целом у автора этих строк, уже не раз писавшего о реформаторских идеях Минтруда и ПФР, возникает резонный вопрос: какой смысл во всеобщем обсуждением концепции, если она остается практически в первозданном виде, а все изменения вносятся только под диктовку представителей других министерств?
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий