Российское государство должно гражданам половину экономики

Размер государственного долга по сбережениям граждан, которые обесценились в Сбербанке со времен Советского Союза, оценивается Минфином в 27,7 трлн. рублей. Проверка Счетной палаты России показала, что в 2005-2011 годах, исходя из возможностей федерального бюджета, проводились компенсационные выплаты, но только вкладчикам – пенсионерам, инвалидам и социально незащищенному населению, на общую сумму всего лишь 365,5 млрд. рублей. Всего же с 1996 года Сбербанком были выплачены компенсации по гарантированным сбережениям граждан в сумме 441,6 млрд. рублей.

Однако такие меры не решают проблему сокращения внутреннего долга России и не снимают напряженности в вопросе выполнения обязательств перед вкладчиками. К примеру, в бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов выплаты вкладчикам планируются в размере 50 млрд. рублей ежегодно. Такими темпами государство будет рассчитываться с вкладчиками, пока они не умрут, но, как ни странно, СП считает и эти мизерные суммы завышенными. Странный вывод СП объясняется простым сравнением, учитывая выплаты компенсаций за 2011 год в размере 19,4 млрд., и за первое полугодие 2012 года – 6,4 млрд. рублей.

Между тем, на проблему советских долгов России уже обратили внимание западные правозащитники и европейские суды. Есть и прецеденты: Европейский суд по правам человека в Страсбурге в конце августа обязал Россию выплатить 70-летнему жителю Ивановской области Юрию Лобанову 37150 евро в виде компенсации по государственным облигациям СССР 1982 года. Также Европейский суд обязал выплатить по облигациям 4300 евро 95-летней жительнице Санкт-Петербурга Марии Андреевой. Теперь этот юридический прецедент может спровоцировать и другие иски к правительству России по советским облигациям.

Если все оставшиеся владельцы долговых бумаг потребуют причитающиеся им суммы, российское государство должно будет отдать 785 млрд. долларов или 27 трлн. рублей – сумму, равноценную почти половине всей российской экономики.

И все же Европейский суд по правам человека постановил, что Россия должна расплатиться по этим облигациям, которые выпускались в последний год правления генсека Леонида Брежнева. Совсем отказаться от них государство не может. Ведь россияне видели, как правительство России расплатилось практически по всем внешним советским долгам. Поэтому отказ от выплат населению ударит по политическому имиджу руководства страны.

В начале восьмидесятых годов внешний долг СССР не превышал 5 млрд. долларов или 1,5% ВВП. Но с приходом к власти генсека Михаила Горбачева и его команды СССР занял в 1985 году на внешнем рынке сразу 15 млрд. долларов, в результате чего долг подскочил до 5% ВВП. В следующем году сумма внешних займов превысила 30 млрд. долларов, а в 1989 году достигала уже 50 млрд. или 8% ВВП.

После распада Советского Союза встал вопрос о том, кому расплачиваться по его долгам. В октябре 1991 года республики, объявившие себя правопреемницами СССР, подписали меморандум, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза, по которому России досталось 61,34% этого долга, то есть около 57 млрд. долларов или 10% ВВП страны.

Однако в апреле 1993 года правительство Бориса Ельцина неожиданно заявило о взятии на себя всех обязательств бывших советских республик по погашению внешнего долга СССР, в обмен на их отказ от доли в зарубежных активах Союза – так называемый "нулевой вариант". В итоге России достался весь советский внешний долг в размере 96,6 млрд. долларов.

После кризиса 1998 года цены на нефть росли и правительство стало постепенно погашать советские долги. На 1 августа 2012 года, по информации Минфина, государственный внешний долг Российской Федерации, включая обязательства бывшего СССР, составлял 41,323 млрд. долларов. Но это еще не все: задолженность перед членами Парижского клуба составляла 435,8 млн. долларов, а перед кредиторами – не членами Парижского клуба – 1,131 млрд. долларов. Долги России перед бывшими странами СЭВ оценивались в 964,3 млн. долларов, коммерческая задолженность бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов – в 54,9 млн. долларов, а задолженность перед международными финансовыми организациями – 2,198 млрд. долларов. В результате получается около 46 млрд. долларов или 1,5 трлн. рублей, а если сложить их с долгами населению, то сумма составит 29,2 трлн. рублей, то есть почти половину ВВП России, который планируется на следующий год.

Значительная часть долга перед гражданами приходится на облигации – 20-летние сертификаты, которые Советский Союз начал продавать населению в 1982 году, за 25, 50 и 100 рублей, чтобы выкупить более ранние облигации, а также вытянуть наличные из "командной экономики", в которой было мало потребительских товаров. Облигации государственного внутреннего выигрышного займа предлагали "чисто символические" 3% дохода, но давали шанс выиграть до 10 тыс. рублей, а главным призом были автомобили "Волга" и "Жигули" – мечта каждого советского человека.

По словам специалиста по советским долгам Московского института экономики РАН Бориса Хейфеца, в открытых данных нет информации о том, сколько было продано брежневских облигаций – это были бумаги "на предъявителя", владение которыми нигде не фиксировалось. И даже в 143-страничном проспекте по выпуску еврооблигаций на сумму 7 млрд. долларов, осуществленному весной нынешнего года, Россия не упоминала ни советские облигации, ни предполагаемые 27,7 трлн. рублей долга, хотя это положено по правилам мирового рынка.

Эти облигации продавались во всех советских республиках, но, в отличие от России, их власти рассчитались по долгам населению еще в 1990-х годах, выкупив бумаги за мизерную часть их стоимости. Однако правительство России пообещало расплатиться "по-честному" – покрыть долги полностью и даже с индексацией их стоимости. В 1995 году президент Борис Ельцин подписал закон, согласно которому правительство должно было восстановить сбережения, хранившиеся на банковских счетах и в виде облигаций, исходя из их покупательной способности на 1990 год.

После чего правительство России конвертировало облигации 1982 года в так называемые долговые рубли, увеличив их номинальную стоимость на 40%. Принятые позднее законы привязали эти рубли к стоимости потребительской корзины и гарантировали, что на них будет начисляться не менее 9%. В 2003 году правительство оценивало долговой рубль в 32,34 рубля – на эту цифру и ссылался Европейский суд в деле Лобанова.

Однако в последнем докладе по долговой политике Минфин заявил: "Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. И если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов". Так что надеяться на погашение брежневских облигаций в ближайшем будущем рассчитывать не стоит.

Аудиторы СП пришли к выводу о том, что восстановление стоимости гарантированных сбережений граждан, признанных внутренним госдолгом России, путем перевода их в целевые долговые обязательства, то есть – в новые госбумаги, не осуществлялось. А федеральные законы, определяющие порядок такого перевода, до настоящего времени либо не приняты, либо их действие приостановлено до 2015 года.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий