В Волгоградской области участились случаи мошенничества с банковскими картами. Накануне произошло сразу три таких случая, в результате которых жители региона лишились более чем 150 тысяч рублей. Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Волгоградской области, неизвестный мужчина позвонил на сотовый телефон пенсионеру из Руднянского района и, представившись сотрудником службы безопасности одного из банков, сообщил, что его банковская карта заблокирована. Для того чтобы исправить ситуацию, аферист попросил мужчину проехать к банкомату и произвести ряд банковских операций. Не раздумывая, он выполнил просьбу звонившего. Через некоторое время мужчина обнаружил, что с его карты пропали более 35 тысяч рублей. А в Среднеахтубинском 67-летняя местная жительница таким же образом лишилась около 36 тысяч рублей. 84 тысяч рублей по такой же схеме исчезли со счета 53-летнего жителя Фроловского района. Сейчас полицейские занимаются поиском мошенников.
С развитием финансовой сферы все более виртуозно «работают» и мошенники, специализирующиеся на банковских продуктах. Вышеописанный способ мошенничества, не в обиду будет сказано обманутым волгоградцам, один из простейших – как мог бы сказать Остап Бендер, «нечистая работа». Хотя всякий раз мошенники без труда находят своих жертв. Так, к примеру, в прошлом году 47-летней жительнице Волгограда неизвестный позвонил на телефон и, представившись работником банка, сообщил женщине, что её банковская карта заблокирована. Для того чтобы разблокировать карту, преступник попросил перевести через банкомат на его счёт 22 тысячи рублей. Не задумываясь, женщина перевела указанную сумму на счёт. То есть, с каждым годом изобретаются все новые, порою просто изощренные способы обмана населения, но, как не крути, краеугольным камнем проблемы остается излишняя доверчивость, невнимательность и небрежность граждан.
По данным Банка России, совокупный оборот операций, совершенных физическими лицами в РФ с использованием банковских карт в прошлом году, составил 16,3 триллиона рублей, что в 1,3 раза больше показателя годом ранее. Из них 13,9 триллиона рублей – операции по получению наличных денег, 2,4 триллиона рублей – по оплате товаров и услуг. Обороты таковы, что трудно говорить об отсутствии соблазна со стороны мошенников. Если это кого-то может утешить, за рубежом с проблемами мошенничества в финансовой сфере столкнулись намного раньше, чем в России. В Великобритании, например, согласно официальным данным, каждый год мошенники наносят владельцам "кредиток" убыток в размере миллиона фунтов стерлингов. Фиктивные операции с использованием чужих конфиденциальных данных происходят каждые восемь секунд! В России же до принятия нового Уголовного кодекса в 1996 году централизованного учета правонарушений такого рода не было вовсе. Но уже в 1997 году было выявлено 53 таких преступления, а сумма причиненного ущерба составила 1,6 миллиона деноминированных рублей. Плюс в том же году было зарегистрировано 16 случаев изготовления и сбыта поддельных кредитных карт. По данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России), в 1998 году выявлено уже 96 мошеннических деяний с пластиковыми карточками и ущерб от них исчислялся суммой в 88 миллионов рублей. К уголовной ответственности были привлечены 122 человека. Фактов изготовления и сбыта поддельных кредитных карточек в том году было зарегистрировано 43, тем не менее, к уголовной ответственности удалось привлечь всего лишь четырех человек. В 1999 году зарегистрировано 152 "пластиковых" преступления. К уголовной ответственности привлечено 47 человек. Кроме того, выявлен 91 факт подпольного изготовления и сбыта кредитных карточек. Осуждено 7 человек. Таким образом, только за три года в России зарегистрировано 500 преступлений, связанных с мошенничеством в области обращения банковских пластиковых карточек. Тенденция четко определилась и, по данным международной ассоциации APACS (Association of Payment Clearing Services), резкий рост активности сетевых мошенников в сфере онлайновых банковских операций пришелся на вторую половину 2000-х годов. Так, число официально зарегистрированных случаев мошенничества за первую половину 2006 года составило 5 059, объем украденных мошенниками средств превысил 55 миллионов долларов. В первой половине 2007 года по поддельным картам было обналичено около 60 миллионов долларов.
В Волгоградском регионе в ряду резонансных случаев мошенничества с платежными картами и системами дистанционного банковского обслуживания – действия злоумышленников, устанавливавших на компьютеры вредоносные программы, которые направляли клиентов на поддельные Интернет-страницы сервиса «Сбербанк ОнЛ@йн». На этом сайте, ссылаясь на ошибки в работе «Сбербанка ОнЛ@йн», клиента просили ввести СМС-пароль для отмены «ошибочной» операции, и далее все по мошеннической схеме. В какой-то степени можно отнести сюда же преступные действия студента Волгоградского государственного технического университета, который вместе со своим товарищем размещали в сети интернет на сайте бесплатных объявлений предложения о продаже различной цифровой техники. Уже в этом году в отношении молодых людей было возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ – мошенничество.
Но эти уже действовали посложнее - так же в волгоградской области недели не проходит, чтобы в полицию не обратилась очередная жертва так называемого СМС-мошенничества. В ноябре прошлого года, например, волгоградские полицейские задержали двух братьев, которые подозреваются в рассылке аж 300 тысяч в сутки мошеннических СМС. С привычным содержанием - просьбой от родственников перечислить деньги. Было установлено, что смс-атакам таким образом подверглись абоненты сотовых операторов 25 регионов России.
По данным МВД, ежегодный рост незаконного оборота «пластика» достигает 35 процентов. В прошлом году один только Сбербанк признал, что с начала 2012 –го мошенники украли у его клиентов, - физических и юридических лиц - 800 миллионов рублей. Но «пластиковое» мошенничество, по мнению председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, в зеркале статистики МВД не показывает реальную ситуацию. «Это очень маленькие цифры просто потому, что количество карт в России и операций по ним в миллионы раз больше», – считает банкир. Да и многие эксперты придерживаются мнения, что большинство преступлений в этой сфере не попадает в статистику, потому что банки нередко скрывают случаи мошенничества и возвращают деньги клиенту.
То есть, по настоящему оценить масштаб проблемы неспециалисту трудно, да и он, неспециалист, прежде всего, желает просто защитить свои деньги. И, если от «Ливанской петли» (Пока владелец карточки погружает ее в банкомат, она застревает. В это время подходит "советчик", который рекомендует срочно идти и звонить в сервисную службу, к примеру. Владелец карты уходит, а тем временем "советчик", видевший как он набирал ПИН-код, вытаскивает карту и снимает деньги), например, лучше всего защитит собственная осторожность и внимательность, то от всякого рода «Фишинга» (схема, в результате которых путем обмана становятся доступны реквизиты банковской карты и ПИН-код) уберечься уже посложнее.
Срок вступления в силу 9-й статьи закона «О национальной платежной системе», которая, как предполагается, обяжет банки в течение 24 часов возвращать на карты клиентов все средства по всем спорным операциям, перенесен на год. Слишком многих такой поворот темы не устроил. Глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков в общем то резонно по этому поводу замечал, а с какой стати банки должны возвращать списанные с карт средства, если держатели передавали PIN-код и карту третьим лицам, а потом обращались в банк за возмещением?
А российские кредитные организации отныне вот будут ежемесячно отчитываться перед Центробанком о преступлениях с использованием пластиковых карт клиентов. О всех - о краже данных с кредиток, скимминговых накладках на банкоматы, незаконных махинациях в интернете и прочих. Первые отчеты по новой форме Центробанк должен получить уже в мае.
Центробанку важно знать, сколько и как мошенники «утянули», а любому обладателю пластикового кошелька важно уберечь его от мошенников. Что ж, последнему еще раз посоветуем быть осторожными и строго следовать простым советами - снимать наличные только в офисах банков, не пересылать данные своей карты по электронной почте, и прочим аналогичным. Специалисты рекомендуют даже официантам не давать карточку в руки – вы в праве требовать, чтобы считывающие устройство подали вам вместе со счетом.