
Прошедшие 2009 и 2010 годы, по мнению большинства экспертов, стали «дном экономического кризиса». Вместе с тем, кризисный период четко обозначил очень важную, а во многих случаях решающую роль государства в реализации крупных общественно-значимых проектов. Во многих случаях этому может способствовать, в том числе и на региональном уровне, законодательная база. Одной из ее составляющих в Волгоградской области должен стать закон «О государственно-частном партнерстве». Работа над ним сейчас подходит к концу. О ходе этой работы и необходимости принятия данного закона рассказывает заместителя председателя комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Волгоградской областной думы, кандидат экономических наук Владимир Кабанов.
- Современные модели государственно-частного партнерства основаны на сложном и многообразном взаимодействии с участием государственных и частных структур для осуществления проекта или для передачи частным (или смешанным) структурам функций управления объектом государственной собственности, - объясняет Владимир Александрович. - Проекты ГЧП, как правило, реализуются на основе софинансирования. При этом важно, что речь идет, прежде всего, о привлечении финансирования из частных источников под государственные гарантии, а не о субсидиях из бюджета.
- А в чем предмет этого партнерства?
- Предмет государственно-частного партнерства – государственная или муниципальная собственность или сфера государственной ответственности. Частный бизнес в рамках партнерства как бы «нанимается государством» на условиях распределения рисков, разделения затрат и вознаграждения для исполнения тех полномочий, которые закреплены за органами государственной и муниципальной власти.
- В чем состоит главная задача государственно-частного партнерства применительно к Волгоградской области?
- Смысл ГЧП как раз и заключается в достижении максимально возможного эффекта от партнерства. И если основным преимуществом бизнеса является обеспечение существенной экономии бюджетных средств за счет эффективности их использования, то государство может гарантировать возвратность инвестиций на достаточно продолжительный срок, что делает его привлекательным партнером даже при меньших показателях прибыльности проектов. Поэтому именно разработка порядка предоставлений гарантий бизнесу, по мнению ведущих ученых и специалистов, должна стать основным направлением по совершенствованию законодательства о ГЧП.
- В этом, как вы говорите, ГЧП заинтересован только областной центр?
- И Волгоград, и другие города региона заинтересованы в том, чтобы механизмы ГЧП заработали в полную силу. Совещание, проведенное недавно под руководством губернатора области и подготовленное Управлением по инвестициям и развитию с участием всех глав муниципальных образований, показало, что муниципалитеты испытывают серьезную необходимость в осуществлении целого ряда капиталоемких, долгосрочных и требующих особо тщательного планирования и управления проектов, требующих серьезного взаимодействия государства и частного сектора. Это проекты, связанные с комплексным развитием территорий и, прежде всего, с созданием и обслуживанием городской и социальной инфраструктур, строительством социального жилья, объектов транспортно-логистической инфраструктуры, повышением энергоэффективности и др. Уже сегодня целый ряд проектов, реализуемых в области, имеет признаки ГЧП.
- Приведите, пожалуйста, наиболее яркий пример соглашения региональной власти и крупного бизнеса, где применяется принцип ГЧП.
- На сегодня это- строительство комбината по добыче калийных солей в п. Гремяченское Котельниковского района. Лицензию на его разработку приобрела частная компания «Еврохим», которая после доразведки запасов начала активное строительство горно-обогатительного комбината. Весь проект, один из крупнейших инвестпроектов в России, оценивается в 3 миллиарда долларов США. После запуска первой очереди, который запланирован на 2013 год, компания «Еврохим» войдет в узкий пул мировых игроков индустрии удобрений, предоставленный во всех трех секторах этой отрасли (азотные, калийные, фосфорные) и станет четвертым в списке лидеров мировых компаний.
- Это все - чистая экономика. Но есть еще люди, которые живут на этой территории…
- Для региональной власти очень важным является тот фактор, что наряду с открытием крупнейшего комбината, в рамках партнерства реализуется целый ряд социальных проблем: строятся новые комфортные жилые дома, ремонтируются и строятся автомобильные дороги, модернизируются водопровод и канализация. В 2010 году введен в строй один из лучших в области физкультурно-оздоровительных комплексов, строительство которого велось на основе «Соглашения о партнерстве» компании, администраций области и Котельниковского района, с долевым финансовым участием каждой из сторон.
- Принятие закона о ГЧП губернатор области Анатолий Бровко назвал одним из приоритетов. Как вы считаете, почему?
- По мнению волгоградских ученых – экономистов из ВолГУ и ВТТУ, активно сотрудничавших с авторами проекта, принятие «Закона о ГЧП», важно еще и в связи с приходом в регион новых руководителей исполнительной власти, сменой руководства Волгограда и ряда муниципальных образований. Как в таких случаях всегда и бывает, в регион буквально «нахлынули» не только высокие федеральные чиновники, что само по себе приятно, но его активно посещают и представители крупного бизнеса.
- Владимир Александрович, когда этот закон может быть принят Волгоградской областной думой?
- Думаю, уже в мае – июне этого года. Во всяком случае, мы к этому очень стремимся. Надо учитывать и то обстоятельство, что интерес инвесторов к нашему региону усилился решение ФИФА о проведении в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. Волгоград включен в числе городов – участников чемпионата. А это значит, что надо будет серьезно решать вопросы строительства стадиона, гостиниц, транспортной инфраструктуры. И чем прозрачнее и четче на законодательном уровне будут определены принципы сотрудничества государства и бизнеса, тем быстрее и качественнее будут решаться проблемы региона.