Неудачный маневр налоговой политики государства

Министерство финансов внесло в правительство "Основные направления налоговой политики на 2013-2015 годы". Этот ключевой документ, с рассмотрения которого начинается верстка бюджета на следующую трехлетку, стал ответом на оживленное обсуждение идеи Владимира Путина о налоговом маневре, необходимом для развития отечественной экономики. Ответ по существу оказался прост и однозначен: никакого реального маневра не предвидится.

Минфин предлагает сохранить ставку страховых взносов в размере 30 %, усилить налоговую нагрузку на "Газпром" и повышать акцизы на алкоголь и табак меньшими темпами, чем ранее предполагалось.

Видимо, стоит более подробно напомнить, на каком фоне готовились "Основные направления". Все началось с предвыборных обещаний Владимира Путина, анонсировавшего так называемый налоговый маневр. Премьер-министр и кандидат в президенты обещал "перенастройку фискальной политики" и создание условий для перетока денег из сырьевого сектора в высокотехнологичный и производственный.

Выборы прошли, и вскоре состоялось совещание по налоговым вопросам, в котором приняли участие и Медведев, и Путин. Тут-то и стало ясно, что в итоге широко разрекламированный маневр превращается на практике в ряд точечных изменений. Никаких резких движений в фискальной сфере власти решили не делать.

Тем не менее, представители российского бизнеса попытались выдвинуть свои предложения относительно налоговой политики государства. Предприниматели, входящие в организацию "Деловая Россия" выразили надежду на то, что правительство все же сформулирует общее понимание обещанного властями налогового маневра, который должен стимулировать диверсификацию российской экономики. Между прочим, именно на съезде "Деловой России" в декабре 2011 года премьер Владимир Путин указал на серьезные фискальные дисбалансы в отраслях, которые тормозят диверсификацию экономики РФ. Ее представители выдвинули тогда идею решительного сокращения налогов на реальное производство и предлагали "концепцию 15–15–15": НДС, налог на прибыль и страховые взносы должны быть снижены до 15 %. Компенсировать это снижение предлагалось за счет налогов на потребление и природную ренту: налога на добычу полезных ископаемых, акцизов на табак и крепкий алкоголь и налога на недвижимость.

По итогам встречи с предпринимателями премьер поручил Минэкономразвития и Минфину до 15 февраля "представить предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса".

На этом маневр и завершился. Глава Минфина Антон Силуанов представил совершенно иное направление, в котором поставил знак равенства между налоговым маневром и сохранением существующей ставки страховых взносов. "Налоговый маневр будет реализован с 2013 года. Самый главный маневр у нас какой? Это сохранение страховых взносов. С 2014 года мы не будем увеличивать ставку", – заявил министр финансов.

О чем идет речь? Ставка обязательных страховых взносов (переименованный Единый социальный налог) была повышена по требованию Минздравсоцразвития и Пенсионного фонда России с 26 до 34 %. Однако очень быстро стало ясно, что это повышение не только не наполняет отчислениями ПФР, но и ведет к ухудшению собираемости налогов.

Тогда в декабре 2011 года ставка страховых взносов была опять снижена, но только с 34 % до 30 % для суммарных зарплат, не превышающих 512 тыс. руб. в год. Для зарплат выше 512 тыс. руб. в год была установлена ставка 10 %. Это снижение, инициированное президентом Дмитрием Медведевым, преподносилось как временная, антикризисная мера, действие которой заканчивается в 2014 году.

Предпринимательское сообщество хочет дальнейшего понижения ставки: до 15 % в варианте "Деловой России" или хотя бы до 22–24 %, как это видит целый ряд экспертов. Слова Путина о налоговом маневре возродили надежды на то, что фискальный пресс на бизнес будет несколько ослаблен.

Однако, как заявляет председатель оргкомитета движения "За честный рынок" Илья Хандриков: "Условия деятельности отечественных предпринимателей меняются у нас только в худшую сторону: и налоговое бремя, и произвол властей разных уровней, судебная система, в рамках которой невозможно добиться справедливости, и так далее". Именно в этом ключе органично выглядит нынешняя позиция Минфина.

И хотя в опубликованном проекте основных направлений налоговой политики продолжаются заклинания о том, что в трехлетней перспективе основными ее целями "продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности", все это лишь пустые слова.

Минфин предлагает сохранить страховые взносы на уровне 30 %, поднять налоги на добычу газа и роскошь, а также сократить льготы естественных монополий. Однако, если посмотреть на первый же пункт этой программы, становится ясно, что наши финансовые чиновники, мягко говоря, лукавят. Оставляя ставку в 30 %, они продолжают собирать 10 % взносов с "хвоста" зарплат, превышающих установленную предельную величину. Да, последнее решение можно бы назвать справедливым, но есть одно "но": в таком виде оно напрямую повышает налоговую нагрузку на тот же бизнес. Более того, именно компании, занимающиеся высокими технологиями, платят своим сотрудникам большие зарплаты и первыми попадают под удар.

Второй пункт минфиновских предложений – повышение налога на добычу газа – вызывает еще больше вопросов. На ком конкретно скажется это повышение: на "Газпроме" с его непрозрачными инвестиционными проектами, или на всех нас, рядовых гражданах страны? Будет ли разрешено газовому холдингу при объявленном повышении налогов повысить тарифы?

Судя по тому, что с 1 июля 2013 года предполагается рассчитывать ставку НДПИ на газ по формуле, которая позволит изымать в бюджет 80 % дополнительных доходов от роста внутренних цен на газ – на 15 % с 1 июля каждого года, платить придется нам. Очистят ли при этом газовый рынок от "мутных и полукриминальных схем", как обещал не так давно Путин, тоже неизвестно.

Наконец, налог на роскошь. В том виде, в каком его неоднократно предлагали ввести представители "Справедливой России", он не был одобрен думским большинством. В том виде, в каком его предлагает сейчас Минфин, он просто не имеет смысла. Замглавы Минфина Сергей Шаталов уже разъяснил, что правительство не собирается вводить специальный налог на роскошь. Речь идет лишь о том, что россияне, владеющие дорогими машинами или элитной недвижимостью, будут платить повышенные налоги. И не надо говорить, что таким образом из-под налогового пресса выводится средний класс. Из-под него выводятся коррумпированные чиновники. Вот в чем смысл этого варианта налога на роскошь.

Что касается нового порядка исчисления налога на недвижимость, то после его введения за точку отсчета будет браться ее кадастровая стоимость, а не суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, которую определяет БТИ. Правда, сроки введения налога будут зависеть от того, когда будет завершена оценка кадастровой стоимости объектов недвижимости и окончательно сформирована налоговая база. Ставка по налогу на недвижимость составит от 0,05 % до 0,3 %.

При этом, согласно планам введения налога на престижное потребление, владельцы недвижимости стоимостью свыше 300 млн. рублей будут платить максимальную ставку и не будут иметь права на льготы.

В остальные подробности предложений Минфина можно не вдаваться: их суть абсолютно ясна: никаких реальных сдвигов в сторону улучшения ситуации с налогами в ближайшие годы не будет. Стабильность, уже ставшая застоем и быстро скатывающаяся к деградации – вот судьба нашей экономики и нашего государства. И желания властей резко изменить курс, чтобы избежать возможной катастрофы, не видно.
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в
Добавить комментарий