Частичная мобилизация и рынок труда Волгоградской области: прогноз эксперта
По мнению Натальи Даниной, главного эксперта hh.ru по рынку труда, руководителя направления клиентской эффективности hh.ru, сложившаяся сейчас ситуация приведет к ощутимой перестройке работы HR-отделов.
Рынок труда в марте-апреле уже проживал подобное состояние, вызванное началом проведения СВО и санкционным давлением, поэтому, скорее всего, мы увидим краткосрочное падение вакансий, сопоставимое с периодом начала весны. Вместе с этим среди работодателей и соискателей никто не сталкивался с ситуациями, вызванными частичной мобилизации. В пользу этого сценария можно отнести лишь то, как рынок труда пережил пандемию и события конца зимы – падения и достаточно быстрого восстановления.
По словам эксперта, в ближайшие месяцы ожидается снижение числа открытых вакансий -в первую очередь, по причине полной перестройки работы HR-отделов в новых условиях. Компаниям какое-то время будет не до новых вакансий и не до подбора персонала как такового. Насколько затянется этот период, будет во многом зависеть от интенсивности, рациональности, наличия четкой нормативной базы организации частичной мобилизации со стороны властей.
Озвученная властями численность мобилизованных – 300 тыс. человек – это, преимущественно, молодые людей 20-24 лет и чуть в меньшей степени люди до 40 лет – самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые и так находятся в дефиците в течение последних двух лет. Изъятие этой части трудоспособных ресурсов является дополнительной нагрузкой на рынок труда и фактором усугубления дефицита кадров. Но на фоне возможного сокращения числа вакансий это вряд ли отразится на уровне конкуренции за рабочие места, она останется на текущем уровне – 5-6 человек на место в целом по стране.
При этом если смотреть на отрасли, розничная торговля – ключевой участник рынка труда в плане массового найма – продолжит подбор в сохраняющихся условиях высокой текучести кадров. В нефтегазовой и остальных сырьевых отраслях санкционное давление, скорее всего, будет еще сильнее - но объем трудовых ресурсов, занятых в них не так велик, чтобы иметь большое влияние на рынок труда. Транспортная и логистическая отрасли продолжат активно развиваться за счет параллельного импорта, и люди там тоже будут нужны.