Ни чести, ни совести…
Как раньше, так и сегодня некоторые очень хотят подкорректировать российскую историю под свое видение и понимание. Один карикатурист-психиатр, довольно успешный бизнесмен по фамилии Бильжо, решил внести свою лепту уже в совсем недавнюю российскую историю, а именно - в историю Отечественной войны. Он только забыл, что события Великой Отечественной войны произошли не так давно – и многие помнят, как все происходило – либо со слов родителей, либо люди видели происходящие события и испытали всё сами. Видимо, по-своему он решил отметить очередную годовщину битвы под Москвой.
Он опубликовал историю о Зое Космодемьянской, в которой радостно поведал миру, чуть ли не с гордостью первооткрывателя, что она была душевнобольной, поэтому и сделала то, что сделала. Документов и каких-то других объективных фактов он, безусловно, не соизволил представить, он предъявил лишь своё утверждение, что видел и читал документы, а также легенды и мифы той психиатрической больницы, где он очень-очень давно работал. Свою публикацию и свидетельство о том, что он читал медицинскую карту Зои Космодемьянской, он поставил вровень с историческими документами, с фактами, которые нельзя оспорить.
Его публикация вызвала возмущение – приведенные факты не соответствовали действительности – ведь есть свидетели и документы – а с его стороны только голословные утверждения. Надо сказать, что он довольно быстро отреагировал, моментально убрав из Фейсбука свой «исторический пассаж». Но остался горький осадок от всего этого.
Да, когда-то этот человек работал в медицине, но последние 30 лет он занимался совсем другим родом деятельности. А как говорят врачи: период полураспада знаний врача составляет 5 лет, следовательно, так сколько осталось у него медицинских знаний за эти последние 30 лет? И остались ли они вообще? Если кому не лень, пусть посчитает самостоятельно оставшееся количество процентов его первоначальных знаний.
Что же могло побудить его опубликовать такую информацию? Можно сделать несколько предположений. Давайте их обсудим, порассуждаем.
Первое, что приходит на ум, – это желание славы, нестерпимое стремление напомнить о себе: люди, вы меня помните? Я, мол, еще жив, я здесь, как в старые добрые времена передачи «Куклы». Другими словами, любой ценой привлечь к себе внимание, публично заявить о себе вновь и получить свою «минуту славы».
Второе, аспект морально-этический. Если человек, врач, хотя и бывший, решил публично, без разрешения, огласить факты из истории болезни пациента, то это говорит о многом. Наверно, он забыл, что медицинские карты из психиатрической лечебницы предоставляются людям только по решению суда. Даже, если вы что-то прочитали – какое право вы имеете сообщать об этом широкой общественности? Такой поступок, несомненно, говорит об определенных морально-этических и нравственных принципах этого человека, а также о глубоком неуважении к родственникам, к самим пациентам, а в данном случае и всему гражданскому обществу. Об этом врач-карикатурист, видимо, не подумал. Не подумал, что может кого-то обидеть? За 30 лет отсутствия медицинской практики, совсем запамятовал – забыл медицинские этические нормы? Или их не знал?
Сразу же вспомнились недавние скандальные карикатуры на трагедии с нашим самолетом, всё тех же, якобы, очень «остроумных» французов. Тогда оказалось, что можно глумиться над погибшими людьми в нашем самолете, можно также глумиться и над верой миллионов в Создателя, а тут, подумаешь, какая-то девушка пожертвовала жизнь, чтобы в ту страшную зиму 1941 года, чтобы попытаться остановить немцев под Москвой. Можно легко и просто обесценить её самопожертвование, ее подвиг, и сказать – подумаешь какое дело – она же была больна. А раз больна, то была непременно человеком второго сорта.
Видимо, для него это - в порядке вещей – он считает, что всё дозволено, дозволено, так, походя, сказать гадость, совершить подлость. Если человек позволяет себе говорить и делать такое, зачем ему тогда говорить о каких-то моральных ценностях, он просто не понимают, что же это такое - честь, совесть, порядочность и достоинство. И что такое правда? Понимает ли он это? Что он считает правдой в том событии далекого 1941 года?
Третье, нельзя исключить и тот, может быть и не очень, известный факт, что часть врачей, работавших когда-то с психическими больными, через какое-то время сами начинают страдать подобными расстройствами.
Четвертое, за последние лет 15, в нашей стране замечено, что как только кто-то из бизнесменов попадает в сложные взаимоотношения как с законом, так и своими партнерами, банками или клиентами, то их моментально тянет примерить тогу борца против существующей власти, назовём это – «одеждой демократа», а в нашей стране - борца против режима. В эти последние пятнадцать лет слово демократ в нашем обществе постепенно, но совершенно определенно стало ассоциироваться с людьми, всеми силами, старающимися очернить нашу историю, обесценить подвиги советских людей и их самоотречение в борьбе с фашистской агрессией, фактически агрессией объединенной Европы.
Невольно напрашивается предположение, что у г-на Бильжо возникли проблемы с правоохранительными органами, и он, таким образом, решил себя подстраховать. Прослеживается простая логика: если случатся неприятности и на него начнут «нападать», то будут нападать уже на «демократа», «борца с режимом», – он-таки успел плюнуть нашу историю, но совсем не на правонарушителя.
Пятое, может быть существует «злой умысел» кого-то третьего, того, кто настойчиво порекомендовал сделать это, а он не посмел отказаться, или всё же само предложение сделать это было, ну, очень привлекательным.
Конечно, это все - предположения. Хотелось бы узнать истинную причину такого неблаговидного поступка человека, считающего себя, разумеется, хорошим и порядочным. А, ведь, он плюнул нам всем в лицо, всем, кто учился примерно в то же время, что и он. Мы воспитывались как на подвиге этой девушки, как и на подвигах других людей, которых было много, очень много.
Многие подвиги простых людей даже до сих пор неизвестны, так как они, эти поступки, были массовыми. Какие-то стали достоянием общественности, а большинство других – нет. Бросая тень на этот подвиг, этот человек говорит, что её поведение - случайность, она – больна, этим заявлением подспудно подводиться мысль, что может быть и остальные советские герои были шизофрениками? Этим он, и ему подобные люди, хотят сказать, что нормальный человек не будет отдавать жизнь за режим Сталина.
Так совершается психологическая подмена – щелк, и вместо слова Родина говорится режим Сталина. И опять вводится мысль – а зачем надо было за него бороться? Зачем надо было защищать Ленинград – ведь, если бы сдали – избежали бы гибели людей. Даже существует гаденький анекдот – сдались бы немцам – пили бы Баварское пиво вместо Жигулевского! А «гнилой водицы из соседнего болота», господа, не желаете?
Даже, если бы Зоя была больна, что это меняет? Вы, что в самом деле считаете, что она не испытывала страданий, когда её пытали и отрезали грудь? Что, раз она, по вашим словам, шизофреничка, то не может любить Родину и отдать жизнь за её спасение? Разве это – не её убеждение, когда она перед смертью сказала: «Всех нас не перевешаете – нас двести миллионов!». Ах да, вы же вообще отказали ей в возможности произнести любые слова – ведь, вы заявили, что у неё – мутизм (невозможность говорить).
А ведь это – враньё – она их произнесла, эти свои знаменитые слова, и произнесла при свидетелях, как местных жителях, так и немцах, что было запротоколировано. А что касается шизофрении, то вы-то, как врач, должны знать, что не можете определенно сказать про каждого человека – болен ли он этой болезнью или – нет, тем более не видя и не зная его. А про себя вы всё знаете? Вы уверены? А как насчет тех, кто предложил дискуссию о сдаче Ленинграда? У них всё в порядке с психическим здоровьем? Вас здесь ничего не смутило? Наверно, нет, вы ведь, как психиатр, хотя и бывший, не откликнулись.
Вы отказываете и, видимо, все же достаточно большому количеству людей в праве иметь убеждения, любить свою Родину и отдать жизнь за неё, если так случится.
Как сказал сегодня мне один заслуженный офицер: за такое деяние в офицерской среде до сих пор больно бьют по физиономии. А в нашем демократическом государстве мы можем только выразить вам свое презрение.
ФОТО: социальная сеть «ВКонтакте»
Королькевич Ирина, психолог Центра Инновационной психотерапии «Help and Hope»