Обереговые куклы продолжают жить с нами и в 21 веке
Крупеничка считалась главной куклой в доме, поскольку являлась хранительницей того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. Чтобы защитить свой дом от всяких неприятностей и зла наши предки всегда для этих целей делали амулеты и обереги, а самым распространенным славянским оберегом была тряпичная кукла. Куклы делались на все случаи жизни и обеспечивали защиту человеку на протяжении всей его жизни. Обереговые куклы и сейчас в 21 веке никуда не ушли и также продолжают жить в наших домах.
Славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для недобрых сил, а значит - безвредным для ребенка. Она должна была принести ему здоровье и радость.
Секретами изготовления куклы, историей ее создания, о русских народных традициях поделилась руководитель волгоградского клуба народной куклы «Крупеничка» Валентина Глинкина.
«Мы занимается изготовлением народной куклы, изучением истории ее создания, в основном, по другим регионам, потому что у нас в регионе как таковой традиции куклоделания нет. У нас же гольная степь здесь была. Все промыслы были в центре России - Тула, Нижний Новгород, Калуга, Рязань и т.д.
В нашем регионе делали зольную куклу и казачью. Зольная кукла, например, делалась как хранительница очага. Бралась из очага зола, смачивалась, из нее делали головку, затем все остальное, а потом ее наряжали. Если девушка выходила замуж, то эту куклу забирала с собой, как часть тепла домашнего очага», - рассказывает Валентина Глинкина.
В давние времена куклы не просто так делались. У каждой куклы было свое назначение. Их делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, на начало лета, делали жениха, невесту, всю родню и пр. В некоторых крестьянских домах их накапливалось до ста штук. Ритуальные, например, куклы были связаны с народным календарем и использовались на праздниках. Обереговые - охраняли дом, младенцев. Ритуальные - не могли переходить в игровые, а вот обереговые, исполняли какую-то функцию и потом могли переходить в игровые.
Изготавливали их из тряпок, глины, дерева, бересты, соломы, ниток, мочала. Даже полено обычное шло в дело.
Крупеничку делали осенью, после сбора урожая. Основой для нее служил полотняный мешочек, в который клали крупу, в основном, гречку, потому что она олицетворяла сытость и богатство. Если в мешочек клали зерна ржи или пшеницы, тогда ее называли Зернушкой. Неважно какие это были зерна, но всегда самые лучшие и отборные. Ставили эту куклу в передний угол и хранили до начала следующих посевных работ, после чего разбирали и засеивали этим зерном поля.
По словам Валентины Глинкиной, кукла существует не просто сама по себе. Это – целая жизнь.
«Женщины раньше все сами себе делали. Начиная с 3-лет, девочки уже делали простейшие куклы, а с 7-8 лет готовили уже себе приданое. Они шили, вышивали, ткали, осваивали все женские ремесла, иначе бы прослыли неумехой и не вышли бы замуж. Девушки вышивали рушники, полотенца. Потому, как они были вышиты, жених мог судить о невесте, рукодельница она или нет.
Именно на куклах девочки учились шить, вышивать, кроить. Костюм тоже имел большое значение в культуре. Наряжали куклы в разные наряды, в соответствии с традициями села, края, в котором жили и т.д.
Детей с детства приучали к работе. Мальчики тоже осваивали все ремесла, были помощниками отцу. Белоручками не были, как сейчас некоторые гвоздя забить не могут. Все это было строго продумано и все это выполнялось», - поясняет руководитель клуба.
Девочка по мере взросления осваивала все это мастерство, готовила большое приданое. Девушка на выданье изготавливала обереговую куклу и выставляла ее на окне. По ней судили о вкусе и мастерстве невесты, будущей хозяйки.
«Все ходили, смотрели на эту куклу и по тому, как она была сшита, уже складывалось впечатление о девушке. Если кукла была хорошо сделана, то можно было сватов засылать, а если там косая, кривая, то это значит неумеха-невеста. Вот какое значение имела кукла!», - говорит Валентина Ростиславовна.
Как видим, кукла – это не просто предмет, сделанный из ткани и других материалов. Она имеет большое значение в жизни человека, особенно ребёнка, в становлении его внутреннего мира, духовного и творческого развития. Куклы передавались даже по наследству.
По мнению Валентины Глинкиной, необходимо изучать, воспитывать уважение к истокам русской культуры, сохранять знания о русском жизненном укладе и, в частности, через изучение истории создания куклы, ее изготовления своими руками дети смогут освоить навыки народных ремесел, узнать о традициях русского народа, развить, возможно, какие-то свои творческие способности.
«Теперь, когда у нас появился дом, мы будем проводить здесь праздники, мастер-классы по изготовлению народной куклы и по различным видам декоративно-прикладного творчества. Я также надеюсь, что будут приходить школьники. Мы им покажем наш «Крупеничкин дом» - русскую избу с бревенчатыми стенами, печкой, деревянными столом и лавочками. Расскажем, как жили раньше наши бабушки, прабабушки, о куклах, конечно, ведь на них учились жить», - рассказала руководитель клуба.
ФОТО, МАТЕРИАЛ: Алена Романова