Развитие телемедицинских центров: так ли всё хорошо на самом деле?
Суть телемедицинской системы состоит в том, что врачам региональных больниц, в том числе и сельских, дают консультации через видеоконференцсвязь на тему сложных ситуаций, а также организовывают транспортировку пациентов. В Волгоградской области таких центров 12, к ним подключено 108 больниц по всему региону. Передача данных, по словам облздрава, идёт по отдельным каналам связи и не может выйти за их пределы. То есть, таким образом пациенты получают высококвалифицированную помощь и имеют возможность показаться самым лучшим врачам России, живя, к примеру, в селе. А в ближайшие годы и вовсе акцент сделают на создании единого цифрового контура, в который будут замкнуты все программные средства, обеспечивающие «цифровое» взаимодействие государственных медучреждений, ведение электронных карт пациентов и передвижение электронных рецептов.
Также в прошлом году волгоградский облздрав стал лучшим в номинации «За устойчивый рост показателей работы органов управления здравоохранением субъектов РФ в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности» на XI Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество - 2018». Жюри высоко оценило региональную автоматизированную программу сопровождения пациентов в тяжёлом состоянии.
– Система оперативного реагирования позволяет проводить эффективный мониторинг тяжелобольных, повысить качество оказываемой им медпомощи. Новый программный продукт позволяет оперативно переводить пациентов в профильные клиники, использовать телемедицинские консультации, принимать быстрые решения в сложных случаях, – пояснили в региональном комитете здравоохранения.
Но на деле ситуация совсем иная. Пациенты до сих пор не могут получать адекватную помощь в лечении, талонов нет, анализы отправляют делать в платные клиники, ссылаясь на отсутствие необходимого оборудования. Также в больницах больные вынуждены покупать медикаменты за свой счёт, так как, по словам представителей медучреждений, лекарств на всех не хватает. В стационарах люди по-прежнему лежат в коридорах на импровизированных кроватях, сделанных из стульев. Ответ такой же – коечных мест не хватает. ИА «Волга-Каспий» опубликовал обращения граждан, которые поступили в редакцию. Так, перед Новым годом житель Дзержинского района Волгограда обратился в поликлинику с жуткими головными болями. Терапевт дал направление к неврологу, ближайший приём к которому был только через неделю. Промучившись ещё несколько дней, мужчина получил от специалиста направление на анализ крови и мочи, которые сделать ему смогут ещё через месяц. Спросив медработников, как ему жить с болями, в ответ услышал лишь «пейте обезболивающее».
Ещё один инцидент произошёл также в медучреждении Дзержинского района. Мужчина обратился к ЛОРу с жалобой на воспалённые гланды и хронический тонзиллит. Врач посоветовал либо заглушить симптомы посредством ультразвуковой чистки миндалин, либо решить проблему радикально – удалить их. При этом медицинский сотрудник добавил, что чистка будет стоить через кассу 15 тысяч рублей в областной больнице, но можно сэкономить 5 тысяч, заплатив непосредственно врачу.
В Волжском в больнице №1 имени Фишера людей кладут в стационар и обследуют неделю, когда все процедуры можно пройти за 1-2 дня, узнать свой диагноз и начать адекватное лечение. Так, на рентген в день выделяют всего 6 талонов, половина из них уходит на «срочных» пациентов, которых привозят на «неотложке». Всё это время пациенты вынуждены принимать обезболивающие, запуская болезнь дальше. Нередко из-за длительного ожидания постановки диагноза лечиться консервативным методом уже поздно и приходится ложиться под нож хирурга, когда этого можно было избежать.
Пресс-служба регионального комитета здравоохранения на вопрос о том, почему сообщения о развитии медицины противоречат реальности, пояснить не смогла. Лишь представители частных медклиник отметили, что ситуация остаётся плачевной из-за тех самых реформ здравоохранения, оптимизации и не слишком качественного медицинского образования.
Алиса Соболева.
Фото: GlobalLookPress.