С недоливом топлива на АЗС могут покончить уже в этом году
Недолив «горючки», в подавляющем большинстве случаев, является «человеческим фактором», а не техническим сбоем топливораздаточной колонки. А точнее, человек вполне может вмешаться в работу колонки - и с недобрым умыслом.
В октябре прошлого года, писала интернет-газета «Кривое зеркало», глава Росстандарта Алексей Абрамов отмечал, что старый ГОСТ 1989 года не регулирует использование специальных вредоносных программ, обманывающих расходомер. Глава ведомства тогда же сказал, что новый ГОСТ собираются утвердить в первом полугодии 2020 года. Как видим, во времени Абрамов ошибся совсем немного - сегодня, 23 июля стало известно, что новый стандарт утвержден приказом Росстандарта.
В ведомстве отметили, что документ разработан в рамках реализации Комплекса мер по борьбе с недоливом топлива, утвержденного еще в 2018 году.
Новый стандарт устанавливает такие требования к топливораздаточным колонкам (ТРК), как оснащенность программным обеспечением с защитой от несанкционированного доступа; конструктивной защитой от несанкционированной замены узлов и элементов ТРК и/или установки дополнительных устройств, не предусмотренных изготовителем ТРК.
По мнению заместителя Руководителя Росстандарта Алексея Кулешова, «принятый документ, разработанный участниками рынка, … позволит создать механизмы по защите граждан от недобросовестных действий при заправке топливом».
В сентябре прошлого года Росстандарт провел проверки более 200 заправок и выявил нарушения в 39 случаях. Еще раньше в ведомстве предложили ужесточить наказание за недолив топлива и ввести оборотные штрафы в размере до 2 млн рублей.
Кроме того, в прошлом году Алексей Абрамов анонсировал разрабатываемый Росстандартом специальный прибор, позволяющий зафиксировать даже один процент недолива топлива на автозаправочных станциях. Этим устройством предполагалось вооружать «тайных покупателей». Весной 2020-го Абрамов заявил, что контрольные закупки топлива на автозаправках в режиме «тайного покупателя» могут начаться в 2021 году, если до конца текущего года будет принят закон о госконтроле. Соответствующий закон Госдума приняла в окончательном, третьем чтении буквально накануне, 22 июля. И даже не один, а целый пакет нормативных актов о реформе контрольно-надзорной деятельности, в специальной терминологии известной как регуляторная гильотина.
Теперь периодичность проверок и других видов надзора будут зависеть от категории организации, к которой её отнесут по степени риска. Кроме надзорных мероприятий, контрольным органам вменяется в обязанность заниматься профилактикой.
Так что, в обозримом будущем на АЗС должны появиться не только новые топливозаправочные колонки, защищенные от нечистых на руку заправщиков - хотя нет такой техники, с какой бы не совладал наш человек, - но и «тайные покупатели» с чудо-прибором.
Другая головная боль Росстандарт - качество топлива на АЗС, зачастую имеющего признаки суррогата. При этом, в феврале текущего года ведомство обнародовало карту качества топлива, использовав результаты проверок АЗС в 2019 году, и получилось, что в большинстве регионов страны некачественное топливо было обнаружено не более чем в 5 процентов случаев. Но имеются отдельные регионы - Кавказ, Дальний Восток и Алтай, - где эта цифра больше в четыре раза.
Тимур Танин
Фото: Globallookpress