Стали известны детали расследования катастрофы Суперджета в Шереметьево
Источник, близкий к расследованию, поделился деталями следствия и выводами о причинах катастрофы. По мнению эксперта причиной гибели 41 человека стала не молния, а ошибка пилотов. Об этом он рассказал журналистам Коммерсанта.
Потерпевший 5 мая крушение в аэропорту Шереметьево Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) компании «Аэрофлот» действительно был поражен грозовым разрядом через 15 минут после взлета, сообщает источник “Ъ”. Молния сделала ситуацию опасной, но к гибели 41 человека привели действия пилотов - перед приземлением они резко разогнали самолет и одновременно опустили нос воздушного судна. Схема развития критической ситуации на борту уже реконструирована. Остается установить, кто из пилотов совершил опасные действия.
Попавшая в самолет молния отключила электрогенераторы машины и помогающую поддерживать нужные параметры полета автоматику, создав таким образом проблемную, но не опасную для экипажа и пассажиров ситуацию на борту. Молния угодила в самый нос самолета, о чем говорит характерный закопченный след. Среагировавшая на удар молнии грозовая защита SSJ 100 отключила генераторы самолета и перевела электроснабжение потребителей на аккумуляторные батареи и включился режим прямого управления полетом Direct Mode, при котором бортовой компьютер SSJ перестал автоматически корректировать возможные ошибочные действия пилотов.
Возникшая ситуация была нештатной, но и не катастрофической. В этом случае от летчиков не требуется немедленной посадки, а всего лишь рекомендуется поторопиться. Сложившаяся на бору ситуация даже не требует подачи сигнала бедствия May Day — пилоты обязаны лишь предупредить диспетчера сигналом срочности Pan Pan при котором не требуется помощь пожарных и медиков после посадки.
Критической, по версии экспертов, ситуацию сделали сами летчики, которые перед самым приземлением опасно разогнали машину, да еще и перевели ее в режим пикирования. Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову, со второй попытки удалось выполнить заход на посадку с соблюдением всех нормативных требований. Но из-за отключенного летчики перелетели расчетную точку приземления в начале ВПП и в середине полосы машина еще не коснулась ее колесами. Вместо того, чтобы взлететь и уйти на повторный круг, экипаж начал энергично «прижимать» самолет к взлетно-посадочной полосе. Именно этот опасный маневр и погубил машину и ее пассажиров. Задние стойки шасси продавили топливные баки машины, из которых вытек керосин и загорелся.
Схема развития критической ситуации на борту SU-1492 уже реконструирована специалистами. Теперь эксперты и следствие должны установить, кто именно из летчиков совершил опасные действия перед приземлением, приведшие к гибели 41 человека.
В «Аэрофлоте» комментировать расследование будут только после его завершения.
Дмитрий Матвеев
ФОТО: Globallookpress