Жители России не ждут перемен к лучшему
По исследованию сайта Superjob.ru, большинство россиян не ждет перемен к лучшему в стране в ближайшее время. Результаты проведенного в начале декабря 2013 года опроса показывают, что только каждый пятый житель страны (22%) верит в позитивные изменения за последние 5 лет. Однако большинство опрошенных настроены пессимистично: 57% граждан считает, что ситуация за обозначенный период только усугубилась и будет ухудшатся...
По исследованию сайта Superjob.ru, большинство россиян не ждет перемен к лучшему в стране в ближайшее время. Результаты проведенного в начале декабря 2013 года опроса показывают, что только каждый пятый житель страны (22%) верит в позитивные изменения за последние 5 лет. Однако большинство опрошенных настроены пессимистично: 57% граждан считает, что ситуация за обозначенный период только усугубилась и будет ухудшатся. По мнению еще 21%, все осталось таким же, как и было ранее.
Чаще других перемены в стране как негативные оценивали женщины (59%), а также люди старше 35 лет (62%). Позитивные настроения демонстрировала, как правило, молодежь до 24 лет: каждый четвертый респондент этой возрастной группы (24%) думает, что жизнь изменилась в лучшую сторону. Таким образом, получается, что в стране сейчас почти втрое меньше оптимистов, чем было до кризиса. Специалисты напоминают, что самое большое число оптимистов было в 2007 году (65%), и с тех пор число тех, кто верит в лучшее, неуклонно падает (с 65% в 2007 до 22% в 2013 году), а число пессимистов неуклонно растет (с 21% в 2007 до 57% в 2013 году).
Экономисты говорят о том, что растущий пессимизм является не только психологической проблемой. Негативные потребительские настроения ведут к сокращению числа инвестиций, увольнениям, падению доходов и, в результате, — к возникновению новой волны пессимизма.
Главным последствием пессимизма, по мнению замдиректора «Центра развития» Высшей школы экономики Валерия Миронова, станет дальнейшее сокращение потребительского кредитования. Замедление роста выплат и туманных перспектив на предприятиях приведет к тому, что россияне станут осторожнее подходить к долговым обязательствам и не рискнут брать новые кредиты. В связи с этим, проблемы появятся и у банков. От замедления темпов потребительского кредитования пострадают, в первую очередь, автопром и производители бытовой техники. Однако инвестиционная активность снизится также и в сырьевом секторе, сфере трубопроводного транспорта, а также в сфере телекоммуникаций и связи. Более того, пессимизм не обойдет стороной и деятельность предпринимателей и промпроизводителей, что поставит под сомнение возможность инвестиционного всплеска и снижения оттока капитала в 2014 году.