Когда улыбнется фортуна жителям многоэтажек?
Уже не помню, где мне довелось прочесть фразу о том, что в России есть национальные вещи, которые не меняются с годами и поколениями, Это - качество дорог, предновогодний показ "Иронии судьбы" по 1-ому каналу и ежегодный рост тарифов ЖКХ. А вспомнилась мне эта бесспорная истина по такому вот поводу: жителей Волгограда широко оповестили о том, что капитальный ремонт 29 домов областного центра поможет провести бюджет.
Сообщили городские власти об этом громко, почти торжественно, не забыв подчеркнуть, что общая сумма затраченных бюджетных средств составит свыше 300 миллионов. И популярно пояснили тем, кто не понимает: сделано это будет в рамках 185-го Федерального закона, который, дескать, позволяет собственникам квартир вносить от 5 процентов стоимости работ, а остальные 95 оплачивают власти. Власти какого уровня - особого значения не имеет, ибо, по большому счету, оплачивают этот ремонт вовсе не власти, а мы с вами. В том числе и жители тех же домов, которые собираются ремонтировать.
И здесь впору напомнить о том, что уже в течение многих лет тарифы на ЖКХ стабильно растут в среднем на 10-15% в год. Так, по данным статистики, в большинстве российских регионов прирост коммунальных тарифов в несколько раз опережает инфляцию или темп роста доходов населения. За последние пять лет накопленный уровень инфляции в стране составил 63%, а коммунальные тарифы в среднем выросли на 117%. При этом постоянное повышение цен на коммуналку нельзя объяснить сколько-нибудь объективными причинами – например, ростом тарифов на топливо или расходами на модернизацию. Объяснить же, каким образом формируется в счетах, выставляемых УК за услуги ЖКХ наши расходы по графе «капремонт», толком объяснить никто не может. Между прочим, сегодня во многих муниципалитетах 67 регионов России графа "капремонт" в счете за ЖКУ уже значится, но использование средств пока идет совершенно непрозрачно.
Об этом, в частности, шла речь и на недавней встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с депутатами Госдумы, на котором прозвучало очень важное предложение: отложить голосование по скандальному закону, обязывающему собственников многоквартирных домов самих оплачивать капремонт, на осень. Стороны пришли к выводу о том, что документ необходимо переработать с тем, чтобы изменить предельные суммы, которые регион имеет право собирать на капремонт, а схемы накопления средств сделать прозрачными и адресными.
Напомним, что поправки в Жилищный кодекс были приняты Госдумой в первом чтении 8 июня нынешнего года. Его концепция была разработана правительством и сразу вызвала критику, причем не только в рядах оппозиции. Документ предусматривал выделение в составе платы за ЖКХ для собственника помещения отдельной платы за капремонт в качестве обязательного постоянного платежа. Таким образом предполагалось создать гарантированный источник финансирования расходов, связанных с проведением капремонта и погашением займов, привлекаемых для финансирования капитального ремонта, и процентов по ним.
Целый ряд депутатов, включая нескольких единороссов, заявили, что откажутся поддерживать "антинародный" документ накануне региональных выборов. По словам председателя комитета Госдумы по жилищной политике Галины Хованской, "главная идея законопроекта о капитальном ремонте в том, что один собственник должен платить за другого". Сейчас документ дорабатывают, и предполагается, что ко второму чтению он будет существенно переписан.
Во-первых, рабочая группа предложила ограничить предельный размер платежа, который должны назначить субъекты Федерации для населения специальным федеральным стандартом. По словам главы рабочей группы Елены Николаевой, в экспериментальных регионах эта цифра не превышает 5 руб. за 1 кв. м (в Татарстане - 5 руб., в Башкирии - 2 руб. 30 коп.). По подсчетам рабочей группы, после вступления закона в силу (его предполагается отодвинуть на июль 2013г.) верхняя предельная планка для всех регионов составит около 6 руб. и будет расти примерно на 50 коп. в год.
Во-вторых, в документе предполагается четко прописать обязательное участие в финансировании федерального, регионального и муниципального бюджетов, что потребует поправки еще и в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ, работа которого , как ожидается, будет Госдума будет продлена до 2015г.
В-третьих, депутаты настояли на том, чтобы в законе гарантировалась сохранность собранных с собственников средств. Сейчас рассматриваются две альтернативные схемы гарантий: закрепление за домом собранных средств, для чего будет создаваться специальный накопительный счет, и сбор средств в единый фонд субъекта, но при этом ведение счета за каждым собственником. По сути, обе схемы подразумевают, что деньги, собранные с одного дома, не смогут пойти на ремонт другого. Именно эта норма вызвала больше всего нареканий при принятии документа в первом чтении.
Планируется особо обратить внимание на прозрачность движения денежных потоков, обязательство управляющих компаний использовать деньги только целевым образом - на ремонт - и более четко прописать возможность поэтапного ремонта домов (по мере накопления необходимой суммы). Наконец, предполагается уточнить: а что же такое, по большому счету, есть капитальный ремонт многоквартирных домов?
Как показывают опыт и практика Волгограда, хорошо бы в законе прописать также норму, в соответствии с которой - прозрачно и по четким критериям - формировался бы перечень домов, подлежащих капитальному ремонту. Сегодня, по словам начальника отдела капитального ремонта жилищного фонда городского департамента ЖКХ и ТЭК Анны Поповой, чтобы сформировать перечень домов, необходима, прежде всего, инициатива жителей. Они должны большинством голосов выразить согласие на участие в проекте, определить долю своих затрат и обсудить содержание и масштаб капитального ремонта. Но что делать, когда в товарищах согласья нет? И как быть, если жители домов не смогли определить то, что определить им должно в соответствии с установками власти, которая зачастую эти самые условия устанавливает по принципу: иди туда не знаю куда? Падать, стало быть, домам вместе с несговорчивыми жильцами?
На сегодня из 29-ти жилых домов Волгограда, включенных в федеральную программу, на 25-ти подрядчики уже приступили к работам. Выполнение плана составляет 20%. Оставшиеся 4 дома - в стадии подготовки к ремонту. Но абсолютно на всех объектах работы должны быть завершены до наступления холодов. Подчеркнем также, что в этом году при проведении капремонта в Волгограде особое внимание уделяется требованиям энергоэффективности.
В связи с этим, как уточняется в официальном сообщении мэрии, на 21-ом доме будут установлены узлы управления и коллективные приборы учета потребления воды, тепла и электричества. Также в рамках программы значительный объем средств направляется на замену 81 лифта в 24-х многоэтажках. Помимо этого, как правило, в план работ входит замена труб тепло- и водоснабжения, а при необходимости и ремонт кровли, и обновление фасада. Интересно, что, все-таки, случится раньше: отремонтируют дома или холода наступят? Есть, правда, и третий вариант: холода наступят до того, как Госдума примет новые поправки в Жилищный кодекс. Должна же когда-то улыбнуться фортуна и жителям многоквартирных домов…