Образование в России может стать тотально неэффективным
Летние каникулы ознаменовались рядом новостей в сфере российского образования. Последняя из них оказалась наиболее печальной: в новый бюджет закладывается сокращение и так не слишком больших расходов на образование – еще на 2,8 %. Но и прежние новости особой радости не принесли.
Еще весной бывший глава министерства образования Андрей Фурсенко предложил вдвое сократить количество бюджетных мест в вузах. "Сейчас надо учить 170 человек на 10 тысяч населения за счет бюджета, – доказывал он правильность своего предложения. – Из-за того, что у нас резко сократилось количество молодежи, получается, что мы сейчас должны за бюджет принимать более половины выпускников школ. Мы подготовили и внесли законопроект: 800 человек должны обучаться за бюджет от 10 тысяч ребят от 15 до 30 лет. Это означает, что мы сможем набирать примерно то же самое количество выпускников школ, но не вести к тому, что практически каждый выпускник будет обучаться за счет бюджета". Несмотря на нечеткость мысли и путаницу в цифрах основной посыл идеи министра понятен: государство постарается сложить с себя как можно больше расходов и ответственности за высшее образование.
В июле политика по этому вопросу начала принимать реальные очертания. Владимир Путин на совещании в Ново-Огареве дал Минобрнауки поручение разработать и утвердить программу реструктуризации слабых вузов. "Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие вузы. Программа их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года. Не позднее, во всяком случае. Если раньше удастся, будет еще лучше", – поставил задачу президент. При этом глава государства пояснил, что подобное сокращение позволит увеличить финансирование сильных вузов и тем самым повысить зарплаты преподавателям.
Вскоре по этой проблеме высказался и премьер Дмитрий Медведев. "Очевидно, что то количество университетов и то качество, которым мы сейчас обладаем, не оптимально, – заявил он. – Нам нужны крупные университеты, которые возникают в результате слияния нескольких учебных заведений – слияния человеческого и слияния материального. На мой взгляд, основной курс развития высшего образования на ближайшие годы – возникновение сильных, крупных университетских центров".
В итоге, по оценкам Минобрнауки, вдохновленного поставленными руководством страны задачами, в ближайшие три года количество государственных вузов сократится, как минимум, на 20 %, а их филиалов – на 30 %. Тут же нашлись энтузиасты, предлагающие и более радикальные меры. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов высказался за то, чтобы на базе ныне существующих 600 государственных вузов создать 200 или 300 учебных заведений, которые могли бы гарантировать качественное образование. По словам Кузьминова, "общество к этому уже готово", о чем говорят результаты социологических опросов на эту тему, которые были проведены по заказу ВШЭ.
Однако многие представители вузовского сообщества утверждают, что критериев, по которым можно определять необходимость сокращения учебных заведений, пока просто нет. Нет и четкого понятия, что такое "эффективный" и "неэффективный" вуз. Возможно, показателем успешности вуза могут стать сведения о том, насколько востребованы его выпускники, работают ли они по полученной специальности. Но такие исследования надо еще провести, они требуют и много времени, и больших финансовых затрат.
На самом деле вся эта вузовская реформа затеяна не ради повышения качества российского высшего образования, а ради приведения его к западным стандартам. Причем, эта задача унификации понимается чиновниками так, что ее надо выполнить любой ценой, не взирая ни на какие издержки. Новый министр образования Дмитрий Ливанов уже сообщил, что структура высшего образования должна поменяться и стать более сложной и многоступенчатой. "Будут ведущие вузы, с программами от бакалавриата до магистратуры, будут те, которые имеют право преподавать только бакалавриат или только прикладной бакалавриат", – пояснил он. Если министр ничего не путает, речь идет о том, что некоторые вузы будут выдавать такие же дипломы, какие выдавали в советское время техникумы.
Автору этих строк еще в 70-е годы пришлось столкнуться с ситуацией, когда уезжавшая жить в Грецию семья (глава семейства был сыном бойцов греческой красной армии и получил разрешение вернуться на родину), где муж и жена закончили харьковский техникум, готовила документы для получения на основе своих дипломов степени бакалавров. Выходит, сейчас наше государство стремится к тому, чтобы именно такие дипломы выдавали российские вузы? А полноценное высшее образование будут давать только лишь университеты, официально признанные "ведущими"?
Разумеется, человек, искренне стремящийся к знаниям, получит их и в самом посредственном учебном заведении, поскольку большую часть информации он все равно добывает самостоятельно. Но то, что происходит сейчас под видом реформы (или реструктуризации) высшего образования, не выдерживает никакой критики: в посредственные вузы превращают даже те бывшие институты, которые заслужили себе доброе имя.
Вот как описывает, например, то самое слияние вузов, на которое делает ставку премьер Медведев, председатель Российского союза студентов Артем Хромов: "Опыт реструктуризации вузов, который сейчас реализуется, очень печален. Объединение Московского университета пищевых производств и Московского университета прикладной биотехнологии привело к сокращению штатного преподавательского состава на 50% при прежнем количестве студентов. Также нам постоянно жалуются на то, что вузовские помещения и санаторий сдаются посторонним людям, отрубили интернет, повысилась стоимость питания. Попытка присоединения Горного университета к МИСИС привела к тому, что преподаватели и студенты не учатся, а проводят протестные акции". Такую реформу нам обещают провести в общероссийском масштабе?
В мире существует главный критерий качества образования: это замещение выпускниками тех или иных вузов политико-административной элиты страны. Так, в Великобритании Оксфорд и Кембридж поставляют половину всей элиты – две трети высших чинов и до 40 % парламентариев. Во Франции 70-75 % и административной, и бизнес-элиты обеспечивают так называемые "Большие школы" (проще говоря, престижные вузы, поступить куда очень трудно). В Японии выпускники Токийского университета составляют три четверти высшего чиновничества и 86 % глав ведущих корпораций. Даже в США, где масштабы развития высшего сообразования намного выше, чем в других странах, в разных группах элиты до 30 % составляют выпускники Гарварда, Йеля и Принстона.
На что мы рассчитываем? На то, что раздробленная вузовская система, где одни институты низводятся до положения техникумов, а другие объявляются ведущими при отсутствии внятных критериев, сможет дать такие же центры подготовки специалистов действительно высшей квалификации? Это при нашей-то системе приема в вузы по результатам ЕГЭ, когда декан филфака МГУ Марина Ремнева заявляет на съезде учителей русского языка и литературы, что "еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов"? А ведь в данном случае речь идет о ведущем вузе страны.
Или российскую элиту тоже должны воспитывать Оксфорд, Кембридж, Йель, Принстон и Гарвард? Причем, воспитывать из числа тех детей, чьи родители имеют возможность заплатить за учебу в этих вузах с мировым именем? А юношам из разных там Холмогор лучше не являться в Москву – незачем. Здесь их будут ждать вузы, "которые имеют право преподавать только бакалавриат или только прикладной бакалавриат".
Разумеется, с течением времени система образования в стране должна меняться. Но для этого совсем не обязательно полностью уничтожать хорошо зарекомендовавшее себя старое, чтобы строить неэффективное новое.Однако руководство страны считает иначе. В ходе прошедшего 25 июля заседания Открытого правительства Дмитрий Медведев заявил: "Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, – оно (такое учебное заведение) должно быть реорганизовано, а в конечном счете закрыто. Это мое глубочайшее убеждение".
Если понимать под Карфагеном российское образование, ждать осталось недолго.