Тайны реки – голубы
И в Волгограде, и в области, и далеко за ее пределами хорошо известно имя журналиста Александра Литвинова , чьи краеведческие исследования неизменно привлекают внимание оригинальным взглядом и точностью оценок.
«Остановились мы в степи за Доном, на выжженном солнцем пространстве между высокими меловыми горами и маленькой речкой, которую местами вброд нетрудно перейти. Вот она, речка Голубая, к которой мы стремились, – говорит профессор ВолГУ Вадим Сагалаев. – Рядом – развалины хутора Евлампиевского. Это – древнее казачье поселение, возникшее на месте предыдущих каких-то селений, теперь нам неведомых. Культурный слой в этом месте – мощнейший…»,- так начинает журналист свой очередной материал, опубликованный на страницах газеты «Волгоградская правда»
Почему с незапамятных пор эта небольшая степная река зовется Голубой? Вряд ли кто даже из старожилов близлежащих хуторов способен это объяснить. Тем более, что в летнюю жару, из-за покрывших ее водорослей, она, скорей, зеленая, чем голубая. А почему похожие названия носят близлежащие казачьи поселения – станица Голубинская, хутор Большеголубинский?
Здесь, в этих краях, – поясняет Вадим Сагалаев, – был некогда старообрядческий скит, в котором стояла «голуба» – так у староверов называли маленькую церквушку, где совершались обряды по старым обычаям. Была одна голуба здесь, другая стояла под Серафимовичем, и еще на Хопре, в двух местах, находились голубы. Вот и стала с годами река называться Голубой, не от голубей, а от той самой голубы.
А почему у староверов такие церквушки именовались голубами? Потому что в них велись «Голубиные книги», получившие свое название от слова «глубина». В книгах этих были собраны премудрости о происхождении мира, объяснялись законы природы.
Голубиная книга – это древние писания, родословной своей восходящие к Ведам – сборникам древних писаний индуизма. Но в то же время, это славянское произведение, которое на протяжении веков передавалось изустно, и лишь затем было записано.
До наших дней Голубиная книга не сохранилась – остались лишь сказания о ней. В одном из них есть, к примеру, такие слова: «Голубина Книга не малая, А Голубина Книга великая: В долину Книга сорока пядей, Поперек та Книга двадцати пядей, В толщину та Книга тридцати пядей, На руках держать Книгу – не удержать, Читать Книгу – не прочести…
… Верховья реки Голубой, наряду с Гусельско-Тетеревятским кряжем, расположенным на стыке Котовского, Жирновского и Камышинского районов, – одна из двух высших точек нашей области по отношению к уровню моря. Возможно, это имеет отношение к давно уже подмеченной здесь аномалии. Внезапно, в считанные минуты, разражаются здесь невероятной силы ливни – как будто специально именно тогда, когда кто-либо пытается добраться до странной речки. Причем, если, по законам природы, перед грозой тучи наступают фронтом, то в этих местах они одновременно сходятся с разных сторон к одной точке на небесной сфере, и в считанные минуты начинается мощнейшая гроза.
Почему так происходит? Тому есть объяснение в одной, почти что фантастической, истории.
Когда-то, в тридцатые годы, в этих краях два полевых сезона отработал Павел Смирнов – был такой знаменитый столичный профессор ботаники. Он был фанатиком этой науки – настолько, что даже с собственной семьей практически не жил, а проживал при гербарии МГУ, а жена и дети время от времени приходили к нему в гости.
Работая в верховьях реки Голубой, описал он более десятка видов не известных ранее растений. Но никто тогда Смирнову не поверил – научный мир не признавал его открытий очень долго. И, по преданию, Павел Смирнов перед смертью сказал: «Вы мне не верите, что я описал эти виды?! Ну, тогда будет так, что ни один ботаник туда более не попадет!»
И что вы думаете? Ни одна из экспедиций, отправлявшихся в прежние годы в верховья реки Голубой – как московских, так и волгоградских – не могла нормально поработать там. Приедут, к примеру, ученые на экспедиционной машине, поставят ее неподалеку от горы. Но тут внезапно идет ливень, автомобиль селевым потоком уносит в долину реки Голубой, он в ней «садится» по ступицу. Два-три дня потом его оттуда тащат тракторами, погнут ему всю раму, и экспедиция на этом завершается…
– Были такие случаи и в нашей практике, – говорит профессор Сагалаев. – Помню, к примеру, вышли мы к Голубой со стороны станицы Сиротинской. На небе – ни тучки. Но не прошло и получаса – тучи собрались со всех сторон, начался мощнейший ливень. Мы прыгаем в бортовую машину, и она несется во весь дух. Возвращаемся в лагерь, расположенный неподалеку, а на него не упало ни капли дождя!
- Так что ботаникам долгое время здесь было действительно туго, – делает вывод Вадим Александрович. – Ну, а потом уже народ сюда поехал разный, и давнее заклятие, похоже, пропало.
Впрочем, загадки этих мест не ограничиваются только лишь природной аномалией. К ним можно также отнести, к примеру, странного вида каменные пирамидки, расположенные на вершинах ряда здешних меловых гор. Происхождение их совершенно непонятно.
Невелики они сравнительно размерами, высота их – метра полтора, от силы. Но дело в том, что там кругом – лишь мел, а пирамидки сложены из кусков песчаника! Камень этот, если и есть где в тех краях, то очень далеко, в низинах балок, глубина которых – пятьдесят – сто метров.
Почему и зачем кто-то взял там тяжелые камни, тащил их к меловым горам, поднимал на них и пирамидки выложил? Этого, видимо, никто теперь не знает.
- Видели мы эти пирамидки возле хутора Большеголубинского и около станицы Сиротинской, – рассказывает профессор Сагалаев. – Для чего и кем они созданы – не знаю. Можно предположить, что это были некие геодезические знаки. Быть может, местные казаки выложили их, быть может, – пастухи. Но пирамиды глубоко погружены в грунт. Значит, поставил их там кто-то очень и очень давно.
Но даже это – не последняя из загадок верховий реки Голубой. К ним можно отнести и то, что в этих местах есть растения, которых нигде больше в мире не встретить. Например, донской бессмертник, меловой ковыль.
Нередко можно здесь увидеть и иссоп, или же синий зверобой – многолетнюю, очень пахучую траву с продолговатыми листьями, которая упоминается даже в Священном Писании. Там говорится о ней, что тот, кто омоется ею – очистится. Древнееврейские жрецы пользовались кустиками иссопа для освящения чего-либо. Его рекомендуют и сейчас как средство против одержимости – для этого им омывают голову и принимают ванны из иссопа.
Под стать иссопу и катран – полукустарник с перистыми листьями, с маленькими белыми цветами и с пригодными в пищу корнями. Катран в старинной мифологии – одно из многих имен дьявола, демона, штурмующего человеческое сознание. Вряд ли случайно такое же название имеет и короткоперая колючая акула – «морская собака», как ее иногда называют.
Единственное объяснение тому, почему в этом месте оказалось сосредоточено множество редких локальных растений, – здесь была когда-то горная система, сложенная из песчаников и мела. Сейчас она давно размыта, уничтожена. Горы пропали, а виды растений, произраставших на них, сохранились. И вот сейчас мы наблюдаем эту маленькую аномальную зону в верховьях реки Голубой – в месте, где три загадки нашей области слились в одну ее большую тайну