Зарплаты чиновников увеличены за счет образовательных программ
Сентябрь стал по-своему месяцем отечественного чиновничества. Уже в начале месяца Владимир Путин решил разрешить чиновникам, которые доработали до пенсионного возраста, но хотят продолжать трудиться на благо государства, оставаться на службе до 70 лет. Для этого президент внес в Госдуму изменения в закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации". Целью изменений является "сохранение на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава". И вот сегодня стало известно, что в сентябре повысили зарплаты чиновникам Администрации президента, взяв деньги из президентского резервного фонда, средства из которого обычно выделяются на образовательные программы.
Министерство финансов индексацию зарплат для АП в бюджет не закладывало, однако президент Владимир Путин 2 августа приравнял зарплаты кремлевских чиновников к военным. Например, начальник департамента управления по внутренней политике с сентября должен получать более 200 тыс. руб. в месяц. Ну, как тут не вспомнить, что довыборов и во время выборов власти говорили о повышении зарплат бюджетникам - учителям и врачам, но с1сентября резко повысились именно чиновничьи зарплаты. Пусть и не для всех.
В конце августа Росстат опубликовал данные об уровне средних зарплат в федеральных органах исполнительной власти. Из этих материалов следует, что средняя зарплата аппарата правительства за год выросла на 31,2 %. Так, в первом полугодии 2012 года она составила чуть более 110,9 тыс. руб. В то же время зарплаты чиновников администрации президента увеличились всего на 16,6 % - к концу июня они достигли примерно 102,9 тыс. руб.
И вот эту ситуацию решено исправить. Тем более что бывший глава правительства вновь стал президентом страны.
При этом общий порядок оплаты труда федеральных чиновников регламентируется указом президента от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". Согласно этому документу, фонд оплаты формируется за счет должностных окладов, денежного поощрения, которое бывает ежемесячным и ежеквартальным, окладов за классный чин и дополнительных выплат. Дополнительные выплаты – это надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных заданий и т. п. Причем, именно за счет этих выплат зарплаты чиновников вырастают во много раз.
Сегодня должностной оклад у заместителя федерального министра составляет 5650 рублей в месяц. Он не дотягивает даже до прожиточного минимума (6307 рублей в месяц в целом по России в I квартале 2012 г.). Однако беспокоиться о семейном бюджете чиновника такого ранга не стоит. Денежное ежемесячное поощрение уже в 10,5 раза больше, а реальная среднемесячная зарплата – под 200 тысяч рублей в месяц.
Однако теперь эта система оплаты труда федеральных чиновников признана не слишком подходящей для работников администрации президента. Поэтому установлено соотношение должностей чиновников в АП и военнослужащих, проходящих службу по контракту. Должность первого заместителя руководителя АП, например, теперь приравнена к должности заместителя министра обороны, а помощник руководителя администрации – это командир мотострелкового корпуса. Действительный государственный советник РФ первого класса оказался равен званию "генерал армии". В 5-м пункте упоминавшегося указа сказано: "Установить, что при повышении (индексации) окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям одновременно и в таком же размере повышаются месячные оклады федеральных государственных гражданских служащих". При этом никаких точных цифр в указе нет, а потому понять, какими именно будут эти самые оклады, невозможно.
Однако кто-то должен подумать и о чиновниках более низкого уровня. И вот Минфин несколько дней назад предложил в ближайшие пять лет увеличить денежное содержание федеральных госслужащих в 2,6 раза. Зарплаты остальных бюджетников за это время увеличатся максимум в 1,5 раза. В министерстве считают, что "реализация данных мероприятий приведет к повышению конкурентоспособности гражданской службы на рынке труда, привлечению на гражданскую службу высококвалифицированных и эффективных менеджеров, а в конечном результате – к повышению эффективности и качества государственного управления".
Учитывая практически полное отсутствие социальных лифтов, такое объяснение выглядит не слишком убедительно. При этом, уверяют представители Минфина, численность чиновников будет сокращена. Но ведь, как известно, в начале 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о сокращении федеральных госслужащих на 20 % (по 5 % в 2011 и 2012 гг. и сразу на 10 % – в 2013 г.). Всего должны были уволить с государственной службы более 120 тыс. человек, а расчетная экономия бюджета должна была составить 43,4 млрд. руб.
Как сообщила журналистам замминистра финансов Татьяна Нестеренко, ее ведомство хочет исключить обслуживающий персонал федеральных органов исполнительной власти из категории государственных служащих. По оценке Минфина, обеспечивающий персонал министерств и ведомств составляет от 25 % до 40 % численности федеральных органов исполнительной власти. "Мы не предлагаем сокращать численность, мы говорим о том, что, наверное, было бы резонно в составе госслужащих оставить от 60 % до 75 % численности. С остальными сотрудниками можно было бы заключать гражданско-правовые договоры", - невольно открыла ведомственную тайну Татьяна Нестеренко.
Что это значит? Да то, что указ Медведева можно не только выполнить, но и перевыполнить быстро и без потерь. Перевести одним росчерком пера от 25% до 40 % госслужащих в бюджетники, оставив их в то же время на своих местах. И экономия тоже достигается, поскольку все эти люди, став простыми бюджетниками, мгновенно лишатся льгот, положенных госслужащим. Например, права на пенсионное обеспечение, которое у госслужащих достаточно резко отличается от остальных граждан. Так что все заклинания о реальном повышении эффективности госаппарата - пустые слова.
Сегодня кто только не писал о застое в вертикали власти, о закупорке вертикальных токов и отмирании горизонтальных. Уже ясно, что это может привести к полному разрушению системы государственного управления. Между тем, появившиеся в прессе признания самих чиновников свидетельствуют о том, что правящая бюрократия становится противна самой себе в силу осознания своей никчемности и косности. Только инстинкт самосохранения заставляет ее продолжать свое существование, приводя всю систему к параличу.
Выход из этой ситуации может быть только один, и это не игра статусами и не увеличение чиновничьих зарплат до небес. Это - тотальная замена бюрократии и максимальное сокращение, как ее численности, так и численности регулирующих и регламентирующих актов, а также разблокирование социальных лифтов. Но, к сожалению, российская власть вряд ли готова пойти на такие меры.