Выговоры не помогут
Хорошо, конечно, что министрам труда и образования объявлен президентский выговор. Но эта позитивность – в основном морального характера. А некоторые комментаторы вообще рассматривают эти выговоры лишь как уступку общественному мнению. Они видят в них способ оставить этих министров на своих постах, одновременно ослабив раздражение от их деятельности.
Ведь по целому ряду позиций и Минтруда, и Минобразования в отношениях с общественным мнением ведут себя, мягко говоря, странно, а то и вовсе провокационно. То Минтруда распространяет какие-то новые "людоедские" проекты пенсионной реформы, то Ливанов делает нервирующие всех заявления, причем, с самого начала работы на посту министра: от сокращения числа бюджетных мест для студентов, до сокращения количества филиалов крупных вузов.
Как это оценивать, кому и что в этой ситуации делать – это отдельный вопрос, но уже очевидно, что правительство в целом совершенно недееспособно. Выговоры показывают, что у главы государства накапливаются претензии и раздражение. Но он объявил их в корректной для Медведева форме. Следовательно, пока Путин соблюдает некую корпоративную солидарность в этом отношении.
При этом он совершает определенную ошибку, как политическую, так и сугубо деловую. Он принимает на себя ответственность за неспособность к работе неадекватных министров. И дает своим оппонентам основание утверждать, что объявленные выговоры – лишь пропагандистский прием. В итоге общественное мнение будет предъявлять претензии не Ливанову, а Путину. Либо оно станет винить президента в том, что он назначил таких министров. Возможно, оно и поверит в то, что Путин о преподавателях и пенсионерах заботится, а министры – нет. Но вслед за этим оно сделает вывод том, что от Путина на деле мало что зависит. А тогда получается, что президент не исполняет свою главную функцию: заставлять власть работать в интересах граждан, а не ради собственной корысти и собственных аберраций сознания.
С деловой точки зрения объявленные выговоры бесполезны. Выговором можно показать человеку, что он работает плохо, и заставить подумать о том, что нужно сделать, чтобы работать хорошо. Но только при условии, что он в принципе способен работать хорошо. Но ни Минобразования, ни, похоже, Минтруд, не могут работать хорошо – не потому, что ленивы, а потому, что их мышление ущербно и порочно.
Минтруд думает не о том, как улучшить положение тех же пенсионеров, а о том, как на них сэкономить. Минобразования не ищет путей развития образования и науки, а думает о том, как их коммерциализировать. А это означает, что руководят им не ученые и педагоги, а дельцы. Они думают не о том, как дать людям знание, как адекватно оплачивать труд преподавателей, создавать им условия для работы. Они озабочены лишь тем, как извлечь выгоду из вузов и науки.
И они в принципе не понимают, что такое учебный процесс, кроме как способ получить деньги. Ведь магистральный путь развития образования они видят в его коммерциализации, которое на самом деле является путем его уничтожения.
Хватающийся за каждого студента вуз уже не может со спокойной совестью отчислять неуспевающего – ведь он зависит от его денег и кровно заинтересован в его сохранении. Поэтому он пытается всеми силами не допустить последнего до отчисления. А это означает либо не отчислять его при плохой учебе, либо ставить необоснованные проходные оценки. Но это неизбежно стало началом разложения тех, кто до этого ходил на занятия и старался учиться: они видят, что некачественная учеба ничем не грозит и шаг за шагом переходят на такой же режим.
Между тем, вуз не должен опасаться отчислись студента за невыполнение учебной программы или нарушение правил поведения в его стенах. А студент не должен иметь надежды на то, что неподготовленное им задание, полученная негативная оценка могут остаться безнаказанными.
Но для этого вуз не должен зависеть непосредственно от принесенной студентом оплаты, равно как и от любой другой формы зарабатывания средств на собственное существование. Тогда ему выгоднее будет избавиться от некачественного студента, но сохранить свое реноме и свой статус.
Студенты должны иметь возможность заниматься учебой, а не подработкой. А преподаватели – готовиться к занятиям и заниматься наукой, а не жить мыслями о том, как зарабатывать деньги в отличной от учебного процесса деятельности.
Но в Минобразования этого не понимают, поскольку там работают люди из другого мира, в котором главное – не поиск и производство знания, а поиск и "производство" денег.
Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки