Если, например, в Волгограде захотят отозвать губернатора…
До конца нынешнего года в Волгоградской области, как и во всех субъектах РФ, должен быть принят собственный закон о порядке отзыва губернатора. Такую возможность предусматривает федеральное законодательство, оставляя на усмотрение регионов наиболее тонкие подробности данной процедуры. Центризбирком России – причем, уже во второй раз после принятия закона о прямых выборах руководителей регионов – решил оказать субъектам РФ правовую помощь. В ЦИК разработан проект модельного законопроекта "О порядке отзыва высшего должностного лица". По новому модельному закону сделать это практически невозможно.
Напомним, что ранее некий модельный документ, разосланный на места из Москвы, касался процедуры сбора подписей муниципальных депутатов, необходимых для регистрации кандидатов в губернаторы. Этот документ позволял региональным властям ужесточать правила. Например, хотя Центризбирком и прописал возможность самовыдвижения кандидатов в губернаторы, практически ни один регион этого не разрешил. Кроме того, усредненный процент сбора подписей муниципалов, предложенный федеральным центром – 7 % – в очень многих субъектах РФ был поднят до максимального предела в 10 %.
В нынешнем модельном законе об отзыве губернатора местным законодателям также оставлены направления, которые можно ужесточить. Скажем, в федеральном законе указано: инициативная группа по отзыву губернатора должна собрать в свою поддержку подписи не менее чем у четверти граждан данного субъекта. ЦИК напоминает: главное – не меньше, а вот больше – пожалуйста. То есть в крупном регионе, где избирателей миллион и больше, организованным противникам действующей власти придется собирать от 250 тысяч подписей. Ведь верхнюю планку федеральное законодательство никак не ограничивает. Напомним при этом, что когда год назад по инициативе Медведева уменьшалось количество подписей, необходимых для регистрации партий на выборах, 200 тысяч подписей, собираемых по всей стране, называлось чересчур большой цифрой. А тут всего в одном большом регионе придется собирать как минимум 250 тысяч подписей.
Впрочем, все это соответствует логике закона о выборах губернаторов. К примеру, оппозиция в Госдуме при его принятии указывала на то, что введенный в нем муниципальный фильтр создает беспрецедентную ситуацию. Получается, что парламентская партия безо всякого сбора подписей может выдвинуть от своего имени кандидата в президенты. И тот практически автоматом будет зарегистрирован и примет участие в выборах. А вот кандидата в губернаторы та же самая партия напрямую почему-то выдвинуть не может. Что же касается процедуры отзыва действующих губернаторов, то она еще в ходе обсуждения федерального закона была определена как фантастическая. В том смысле, что осуществить ее на практике не сможет никто и никогда – если, конечно, в отношении того или иного руководителя не последует соответствующая директива сверху.
Потому что отзыв губернатора, как это четко указано в законе, осуществляется по тем нормам и правилам, по которым в России организуются референдумы. А таковые на практике, как известно, не организуются и не проводятся, за исключением инициированных властью референдумов об объединении ряда регионов. Такая ситуация сложилась во многом потому, что на каждой стадии долгого процесса подготовки референдума его организаторов ждут многочисленные препоны.
Так же обстоят дела и с отзывом губернаторов. Сначала тем гражданам, которые недовольны работой региональной власти, надо будет создать инициативную группу в количестве не менее 20 человек, хотя тут субъектам РФ тоже дается право несколько поднять планку. Естественно, этой группе придется пройти все круги ада с различными протоколами, нотариальным заверением имен и прочими бюрократическими моментами, а затем получить разрешение на существование от избирательной комиссии субъекта РФ, которая в этом случае получает название "комиссия по отзыву".
Далее, как уже указывалось выше, предстоит сбор огромного количества подписей, которые потом надо будет защитить в той самой отзывной комиссии. Правила их проверки, как и ранее, вызывают лишь саркастическую усмешку. Опять все отказные решения могут опираться на мнения неких экспертов, которые, как показала практика множества избирательных кампаний, вполне способны "проверять" со скоростью одна подпись за две секунды.
Если же этап проверки подписей пройден, начинается агитационная кампания. Можно призывать граждан проголосовать за отзыв губернатора. Его сторонникам, кстати, разрешено формировать свои, по официальному наименованию "иные" группы граждан. Кстати, на этом этапе кампания по отзыву может быть прекращена судом или избиркомом – например, вследствие злоупотребления каких-то противников губернатора своим служебным положением или из-за подкупа избирателей.
Если пройдена и эта стадия, наступает день голосования. При этом отзыв считается состоявшимся, если в его пользу высказывается более половины общего состава избирателей данного региона. Таким образом, игру против явки с помощью административного ресурса, который все равно остается в руках у губернатора, мы имеем гарантировано. Но даже победа на таком референдуме еще ничего не значит. Ведь за отставку губернатора должно проголосовать законодательное собрание субъекта РФ по представлению российского президента. Кстати, заксобрание по ходу процедуры отзыва тоже может ее остановить – например, не признать какие-то документы или решения инициативной группы.
Впрочем, главное, что делает отзыв полной фантастикой, скрыто вовсе не в каких-то процедурных подвохах, а в той самой точке, которая считается стартовой для всей этой хитроумной процедуры. Все дело в том, что раскрутить механизм отзыва можно лишь в двух случаях: если губернатор нарушил российские или местные законы, и если он неоднократно, в грубой форме и без уважительных причин не исполнял своих обязанностей. Причем, все это должно быть подтверждено соответствующим решением суда. То есть противникам губернатора обязательно надо подавать на него в суд, выигрывать дело – вплоть до высших апелляционных и кассационных инстанций – и только потом начинать процедуру отзыва, в ходе которой они даже с решениями суда на руках могут быть остановлены на любой стадии.
Иван ПАВЛОВ