Так чего не хватает российской экономике?
Международный валютный фонд выпустил очередной квартальный отчет World Economic Outlook, согласно которому, со времени публикации предыдущего исследования в июле ситуация в мире изменилась в худшую сторону. По прогнозам экспертов МВФ, в самой ближайшей перспективе мировой экономике угрожает "бюджетный обрыв" в США и обвал в Европе, в связи с крахом "мягкой политики" центробанков по накачиванию денежной массы и с резким ростом инфляции. В случае нового кризиса, который практически неизбежен, Россия может обрушить все СНГ, считают западные эксперты.
"План президента Владимира Путина реализован, экстенсивная модель развития России достигла апогея, обеспечив исторический максимум занятости, и минимум бедности в рамках действующих мощностей и структуры экономики", – передает агентство "Финмаркет" выводы экспертов из другого документа – доклада Всемирного банка. По их мнению, достичь большего национального богатства "в рамках той же схемы" нельзя, а для нового роста России не хватает двух главных составляющих: "качественных инвестиций и квалифицированного персонала, взять которые в текущей модели неоткуда". Потому что все заявления бывшего президента Дмитрия Медведева и действующего главы государства Владимира Путина об улучшении инвестиционного климата в стране так и остались словами.
Между тем, угроза кризиса этой осенью вполне реальна. Кстати, самые большие финансовые катастрофы случались как раз в октябре. Финансовый крах 1929 года, приведший к Великой депрессии в США, произошел именно в этом месяце. Также в октябре случился обвал мировых рынков в 1987 году, известный под названием "черный понедельник", после которого мировая экономика долго не могла придти в себя, а в Советском Союзе начался устойчивый спад производства. И самый страшный 19-дневный промежуток во время последнего финансового кризиса 2008 года также имел место в октябре.
Напомним, что ранее эксперты МВФ предупреждали о возможном кризисе в сентябре. Но потом, как писала британская Financial Times, вмешалась американская предвыборная политика. В Белом доме решили, что самым большим риском для переизбрания президента Барака Обамы может стать кризис зоны евро, который приведет Европу и весь мир к "краху в духе Lehman Brothers". Поэтому эмиссары администрации США – официальные и неофициальные – дали понять руководству еврозоны, что кризис нужно отложить до начала ноября. Кстати, судя по первым результатам воздействия на рынок политики "количественного смягчения" в виде выкупа облигаций Европейским центробанком и программы QE3 ФРС США, ее действия хватит как раз до выборов президента 6 ноября, после чего рынки снова уйдут в глубокое пике.
Тому есть конкретные фундаментальные причины: рост экономики США во втором квартале составил всего 1,7 % в годовом выражении, что гораздо хуже самых негативных прогнозов. Также приближается "бюджетный обрыв" – снижение бюджетных расходов и отмена налоговых льгот в экономике США, которые политикам не удалось остановить до начала выборов президента.
Но гораздо более серьезная ситуация складывается в Европе: инвесторы сомневаются в способности Италии и Испании справиться с ростом долгов, а также в том, что Евроцентробанк и стабфонд ESM смогут защитить экономику Европы от кризиса. Что уже привело к новому оттоку капиталов из стран европейской периферии. И хотя ЕЦБ со своей программой скупки активов, а также решения о создание банковского союза и помощи Испании, принятые на саммите лидеров Евросоюза в конце июня, несколько сгладили ситуацию, в сентябре она опять обострилась. Впрочем, для начала кризиса и мирового обвала будет вполне достаточно выхода из еврозоны Греции, которая самостоятельно уже просто не способна платить по долгам.
Однако и остальные мировые регионы не в лучшем состоянии: Китай пострадал от лопнувшего пузыря на рынке недвижимости, Индия замедляется из-за отсутствия структурных реформ. Бразилия, которой из-за высокой инфляции пришлось ужесточить денежную политику, тормозит рост Латинской Америки. Снижение европейского экспорта ухудшает ситуацию в Восточной Европе, а замедление российской экономики плохо сказывается на ее соседях по СНГ.
От ситуации в России во многом будет зависеть положение в других странах СНГ, тесно связанных с ней торговлей, прямыми инвестициями и отчислениями мигрантов, считают эксперты МВФ. Сейчас дефицит бюджета страны без учета нефти и газа превышает 11 %, а у МВФ весьма неблагоприятный прогноз по ценам на нефть. Мировые поставки сырья выросли в первой половине 2012 года на 3,2 %, при этом спрос на нефть рос довольно вяло, что приведет к постепенному снижению цен на нефть марки Brent ниже 100 долларов за баррель, а от нее напрямую зависит цена российского сорта Urals. Но это в "мягком варианте", а если реализуются кризисные сценарии в Европе и США, то цены на нефть вообще обвалятся до 60 долларов за баррель.
Правда, как рассчитывают чиновники Минфина, даже во время внезапного и сильного кризиса деньги Резервного фонда позволят бюджету продержаться как минимум полтора года. На это денег хватит при цене нефти в 60 за баррель, и на три года, если ее стоимость удержится на 80 долларах. К такому выводу специалисты Минфина пришли в результате "стресс-тестирования" проекта бюджета на следующие три года, сообщает РБК со ссылкой на замминистра финансов Алексея Моисеева. Но в критической ситуации "правительство может решить использовать средства ФНБ, поэтому не думаю, что здесь будет масштабная проблема", считает Моисеев.
Впрочем, вероятность кризиса сейчас низка, успокаивает чиновник: "Сложно представить себе жесткое падение цены на нефть в ситуации столь масштабного количественного смягчения в других странах. Несколько лет у нас есть, я надеюсь, за это время мы накопим Резервный фонд".
Однако сегодня объем Резервного фонда составляет всего 1,9 трлн. рублей, а перед кризисом он превышал 4,8 трлн. рублей. Размер Фонда национального благосостояния (ФНБ) сейчас составляет 2,7 трлн., а накануне обвала он достигал 2,99 трлн. рублей. Правда, в кризис эти деньги почти не трогали – потому они и сохранились.
Но на сей раз все может случиться иначе, ведь на одном из последних заседаний весенней сессии Госдумы были приняты "антикризисные" поправки. Они дают правительству право без внесения изменений в закон о бюджете направлять деньги Резервного фонда на поддержку компаний, банков и финансового рынка, а также размещать средства ФНБ на депозиты во Внешэкономбанке для антикризисных мер. И все это без голосования в Госдуме.
Между тем, вновь активно копить средства правительство начало лишь в нынешнем году, а наполнить Резервный фонд до 7 % – гораздо ниже предкризисного уровня 2008 года – оно планирует только к 2017 году. Но, если грянет кризис, этого не случиться. Причем, средств Резервного фонда на преодоление последствий кризиса явно не хватит.
Для сравнения: бюджетные ассигнования на реализацию антикризисных мер в конце 2008 года и первом полугодии 2009 года, как сообщала Счетная палата России, составили 2 трлн. рублей. Со своей стороны, Банк России предоставил кредитным организациям порядка 6 трлн. рублей. Кроме того, были приняты меры "косвенной поддержки", включающие снижение налоговой нагрузки для бизнеса и нормативов обязательного резервирования для банков. Всего государством на поддержку экономики было выделено 8,8 трлн. рублей.
И, несмотря на это, в кризисном 2009 году ВВП страны упал на 10,4 %, промышленное производство обвалилось на 14 %. Сюда же можно добавить рекордный рост безработицы – около 10 %, и инфляцию в 11,6 %. Реальная зарплата в стране снизилась на 4,1 %, а доходы населения упали на 8,3 %. А что будет на сей раз – представить страшно. Минфин зря надеется, будто у нас есть несколько лет для пополнения Резервного фонда, скорее – несколько месяцев.