Неспортивное поведение спортивного ведомства
После летних Олимпийских и паралимпийских игр в Лондоне в летопись спортивных достижений Волгограда была вписана такая строка: спортсмены завоевали 7 медалей разного достоинства. Гордимся! В 2011 году спортсмены Волгоградской области на официальных российских и международных соревнованиях завевали 529 призовых мест. Гордимся! Женская гандбольная команда «Динамо» стала чемпионом России 2011 года, а команда «Каустик»– серебряным призером Чемпионата России среди мужских команд. Гордимся, и еще раз гордимся! Но сейчас речь о другом: о результатах реализации ДОЦ (долгосрочной целевой программы) «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области на 2010-2013 год».
Плановую проверку ее исполнения провела Контрольно - счетная палата (КСП) Волгоградской области. Кто-то может назвать ее итоги более чем скромными, кто-то - удовлетворительными, но это сути не меняет: эффективность расходования бюджетных средств не соответствует ни ее краткосрочным задачам, ни ее стратегии. Полный отчет о контрольном мероприятии можно найти на сайту КСП, а мы предлагаем ознакомиться с кратким обзором, подготовленном для средств массовой информации специалистами Палаты.
Из трех показателей оценки эффективности мероприятий Программы по итогам прошлого года выполнено два: доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, возросла с 17 до 19,2%, и 100-процентно сохранены в регионе нелюбительские спортивные команды. А вот третий показатель – «прирост обеспеченности жителей области спортивными сооружениями: спортивными залами и плавательными бассейнами», ответственные за реализацию которого комитеты по строительству и ЖКХ (ныне – Министерство), не только не выполнен, но и имеет отрицательное значение по показателю «плавательные бассейны».
Виной тому, как показала проверка КСП, – отсутствие должного контроля за ходом строительства физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), предусмотренных Программой развития физкультуры и спорта в регионе. Именно отсутствие контроля привело к неправомерному предъявлению к оплате подрядчиками и оплаченных, в свою очередь, заказчиками фактически не выполненных объемов строительно-монтажных работ, а также к нарушению сроков строительства таких объектов.
Только по объекту «ФОК с универсальным спортивным залом и плавательными бассейнами по ул. Молодежная в Кировском районе г. Волгограда мощностью 120 человек в смену» из 86,5 млн. руб., полученных подрядной организацией, не отработано 22 млн. руб. - в то время как действие контрактов окончилось 1,5 года назад.
До сих пор не завершено строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса «Училище олимпийского резерва», начатое в 2007 году и рассчитанное, согласно рабочему проекту на 12 месяцев. По информации заказчика-застройщика, для окончания строительства объекта и его ввода в эксплуатацию в 2012 году потребуется 566,0 тыс. рублей, тогда как для консервации объекта на 12 месяцев (поскольку его финансирование в 2012 году Программой не предусмотрено) необходимо 1,5 млн. рублей. При этом выборочный контрольный обмер фактически выполненных на данном объекте работ, проведенный КСП в июле 2012 года, показал завышение объемов и стоимости работ на сумму 979,7 тыс. руб., которой достаточно для окончания строительства этого спортивного комплекса и ввода его в эксплуатацию.
Судьба долгостроя может постичь и физкультурно-оздоровительный комплекс в селе Александровка Жирновского района, строительство которого должно было завершиться 1 октября 2011 года. Аванс в сумме 11,3 млн. руб. (из 28,9 млн. предусмотренных бюджетом ассигнований) подрядчиком – ООО «СевКавПромЖилСтрой» – до настоящего времени отработан лишь на 1,7 млн. рублей, т.е. на 15% от суммы аванса.
Проверка КСП эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на выполнение долгосрочной областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области на 2010-2013 годы» показала также, что сама программа разрабатывалась и формировалась комитетом по физкультуре и спорту Волгоградской области с многочисленными нарушениями. В ней, как выяснилось в ходе проверки, не предусмотрены мероприятия по подготовке спортивного резерва и развитию детско-юношеского спорта в регионе, на что в первую очередь нацеливает Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, разработанная на период до 2020 года.
Более половины бюджетных средств (до 81%), выделяемых по Программе на государственную поддержку спорта, расходовались на питание спортсменов и тренеров, что, по мнению КСП, не отвечает обозначенной в ДОЦП цели «создания наиболее благоприятных условий для занятия спортом и привлечения возможно большего количества граждан к систематическим занятиям спортом».
За счет средств ДОЦП оплачивался проезд спортсменов на лечение, заключались дополнительные соглашения о выделении субсидий в размере большем, чем предусматривалось областным бюджетом, что свидетельствует о неоднократном превышении комитетом по физкультуре и спорту своих полномочий в части расширения перечня расходов, осуществляемых за счет Программы.
Помимо этого, проверка выявила ряд случаев, когда комитетом по физкультуре и спорту средства областной целевой Программы сначала расходовались, а уже потом принимались нормативные акты на санкционирование этих расходов.
В частности, в 2011 году Комитет принял от исполнителей отчеты о расходовании средств ДОЦП сверх установленных норм (на дату их совершения) на общую сумму 811,7 тыс. руб., а также вынес решение о премировании спортсменов и их тренеров на общую сумму 1,5 млн. руб. до принятия администрацией Волгоградской области решения о возможности направления средств Программы на указанные цели. Сумма нецелевого расходования средств, осуществленного сверх установленных норм, а также расходов, документально не подтвержденных, составила 166,2 тыс. рублей
Материалы проверки КСП с рекомендацией принять незамедлительные меры по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию ФОК «Училище олимпийского резерва», степень готовности которого составляет более 99 процентов.Также рекомендовано создать межведомственную комиссию по выработке предложений, направленных на безусловное обеспечение строительства всех спортивных объектов, предусмотренных Программой, должного контроля за ходом их строительства и превентивное пресечение в дальнейшем выявленных проверками нарушений направлены в Правительство Волгоградской области и соответствующие Министерства.