Как будут учиться и учить по новым правилам?
Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект "Об образовании в РФ". Он устанавливает четкую систему уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняет ЕГЭ и предусматривает систему дистанционного обучения.Одновременно палата отклонила разработанный КПРФ законопроект о народном образовании. За правительственный проект проголосовали фракции "Единая Россия" и ЛДПР, за "коммунистический" - те же либерал-демократы, КПРФ и эсэры.
Ожидается, что новый закон об образовании будет принят парламентом до конца года и вступит в силу 1 января 2013 года. Законопроект, подготовленный министерством образования и науки, заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 году и 1996 году соответственно..При этом не исключено, что он еще претерпит изменения в процессе обсуждения во втором и третьем, окончательном чтении в Госдуме.
Принятый в среду в первом чтении законопроект расширит госгарантии бесплатного обучения, закрепит особый статус педагогов в обществе, укрепит связь между образовательными программами и современным рынком труда, а также откроет обычные школы для детей-инвалидов, уверены в Минобрнауки. "Этот закон напрямую затрагивает интересы порядка 40 миллионов наших граждан: учеников, их родителей, учителей, преподавателей - всех тех, кто так или иначе вовлечен в образовательный процесс", - заявил глава министерства Дмитрий Ливанов на заседании Госдумы в среду, посвященном первому чтению законопроекта, передает РИА "Новости".
Работа над проектом нового закона началась еще в 2009 году. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России в мае 2010 года и вызвала большой резонанс, как в профессиональном сообществе, так и среди простых россиян. Ливанов отметил, что ведомство получило за два года обсуждения проекта закона свыше 20 тысяч замечаний, причем не только от профессионалов, но и от родителей, учащихся, работодателей, представителей власти.
В новом документе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное. Одна из главных новаций закона, по словам Ливанова, - в документе впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогических работников.
Также законопроект расширяет государственные гарантии бесплатного образования. За каждым гражданином сохраняется право на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе - на высшее. При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается.
Документ также расширяет спектр форм обучения, за счет чего повышается доступность образования в целом. Россияне смогут получать образование на бесплатной основе не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях. Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Кроме того, в проекте закона нашли отражение интересы работодателей и их будущих работников - выпускников учебных заведений. Ливанов подчеркнул, что образование ради "корочки" не имеет смысла: каждый должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой.
Еще одна актуальная новация закона - развитие в стране инклюзивного образования для людей с инвалидностью. "Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников - вместе со всеми остальными", - подчеркнул министр. В то же время законопроект сохраняет Единый госэкзамен (ЕГЭ), вызывающий недовольство у многих россиян - учеников, их родителей и педагогов..При этом далеко не все разделяют восторг министра образования по поводу нового закона. По мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, проект закона "Об образовании в РФ" в данный момент носит в большей степени декларативный характер и не подкреплен конкретными механизмами его исполнения.
В частности, в документе недостаточно отражен вопрос обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отметил омбудсмен. По его словам, в документе не прописаны четкие требования к российским регионам в части реализации положений закона об инклюзии.
Фактически это означает, что развитие такого обучения дается на откуп региональным властям, что может привести к тому, что проблема так и не сдвинется с мертвой точки, указал Бунимович.. "При рассмотрении проекта закона в Госдуме начнется борьба за поправки. Я уверен, что люди, занимающиеся образованием, будут настаивать на том, чтобы в документе были более четко прописаны механизмы исполнения закона", - убежден он.
Российский союз ректоров (РСР) со своей стороны уже готовит пакет поправок ко второму чтению законопроекта в части высшего образования. Одно из предложений - наделить вузы возможностью выдавать дипломы собственного образца вместо документов гособразца.
Благодаря этому, высшее учебное заведение будет нести полную ответственность за качество подготовленных специалистов, также повысится реальная межвузовская конкуренция, полагает генсек РСР Ольга Каширина.