Вот вам, сенаторы, привет из Волгограда
Впервые в практике работы Совета Федерации координационное совещание, которое провел первый заместитель председателя верхней палаты Александр Торшин, прошло в принципиально новом формате – для обсуждения был вынесен доклад представителя региона. И регион этот - Волгоградская область, которую представлял председатель областной думы Владимир Ефимов.
Дело в том, что в настоящее время Федеральное Собрание РФ рассматривает проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период до 2015 года. В этой связи Владимир Ефимов, выступая перед сенаторами и представителями министерств и ведомств, внес несколько важных предложений по оптимизации межбюджетных отношений.
Тема бюджетного федерализма является постоянным предметом обсуждения верхней палаты и рассмотрение закона о федеральном бюджете неизменно сопровождается спорами, главный из которых – о проблеме сбалансированности бюджетов и дефиците денежных средств,- рассказывает Владимир Ефимов. - Нам в регионах хорошо видно, что действующая нормативная база не ликвидирует диспропорций в уровнях социально-экономического развития субъектов и не способствует в полной мере созданию у регионов и органов местного самоуправления стимулов к укреплению собственной доходной базы, - заявил сенаторам спикер Волгоградской областной думы.
По убеждению Владимира Ефимова, подобная ситуация обусловлена, в первую очередь, неравномерным распределением налогов среди субъектов РФ. Так, 42% НДС аккумулируется в Москве и Московской области, 70% налога на прибыль аккумулируется в 8 субъектах, 90% налога на добычу полезных ископаемых - в 10 субъектах Федерации.
А ведь бюджетная система Российской Федерации подразумевает, что одной из наиболее важных и перспективных задач совершенствования налогового законодательства является укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов, - продолжил аргументацию председатель Волгоградской областной думы.- При этом существуют серьезные расхождения во мнениях между федеральным центром и субъектами РФ в оценке объемов расходных обязательств, отнесенных к предметам ведения и полномочиям регионов и органов местного самоуправления. К тому же бремя расходов, возлагаемое на бюджеты субъектов РФ, не обеспечивается компенсацией, адекватной новым расходным полномочиям. А это крайне негативно влияет на реализацию основных направлений социально-экономического развития регионов. Между тем, экономический потенциал государства формируется именно в регионах, - заметил Владимир Ефимов.
Свои аргументы он проиллюстрировал фактами поступления доходов Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации. Так, в 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов на территории Волгоградской области составило 144млрд. 59 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды ушло 79млрд.462,8 млн. рублей (55,2%);а в областной бюджет - 41млрд. 102,7 млн. рублей (29,2%).
При этом, как показывает анализ, отчисления в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды растут (с 47,2% в 2010 году до 55,2% в 2011 году), а поступления в областной бюджет постоянно снижаются (с 35,1% в 2010 году до 29,2% в 2011 году). Таким образом, собственные налоговые доходы, закрепленные за субъектами РФ, в том числе передаваемые по нормативам, не обеспечивают исполнение расходных обязательств субъектов РФ в полном объеме. При этом темпы роста расходов бюджетов субъектов РФ превышают темпы роста доходов, - озвучил свой вывод Владимир Ефимов.
Затем дошло дело и до перераспределения расходных полномочий, которые, как принято считать, облагодетельствовали регионы. Но вот о чем рассказал участникам координационного совещания председатель Волгоградской областной думы.
Как известно, в 2012 года в федеральное законодательство были внесены изменения в части перераспределения расходных полномочий между федеральным бюджетом и региональными. Так, с нынешнего года на федеральный уровень были переданы полномочия по содержанию милиции общественной безопасности, финансирование которой обходилось бюджету Волгоградской области в 2 млрд. рублей. При этом на федеральный уровень была передана часть доходных источников, ранее поступавших в субъект РФ: 60 % акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (выпадающие доходы региона составили 1 млрд. руб.), государственная пошлина за регистрацию транспортных средств (в части средств, администрируемых ГИБДД). В целом выпадающие доходы казны региона составили 1,5 млрд. руб.
Еще один показательный пример: с нынешнего года федерального на уровень субъектов РФ переданы полномочия в области содействия занятости населения. И теперь на исполнение данных расходных обязательств региону требуется 1,4 млрд. рублей. Иными словами, подчеркнул Владимир Ефимов, несмотря на облегчение бремени регионального бюджета на 2 млрд. руб. в связи с передачей полномочий по милиции, на федеральный уровень переданы 1,5 млрд. руб. прежних доходов регионального бюджета. Региону же переданы расходы на 1,4 млрд. руб. без источников финансирования. Таким образом, в региональном бюджете образовалось отрицательное сальдо на сумму 900 млн. рублей.
Подобные решения федерального уровня, уверен Владимир Ефимов, заставляют регионы наращивать расходы, не имея для этого достаточной доходной базы, и, как следствие, увеличивать долговую нагрузку на бюджеты субъектов РФ, привлекая для финансирования бюджетных расходов кредиты коммерческих банков, бюджетные кредиты из федерального бюджета. Увеличение долговой нагрузки на бюджет субъекта РФ влечет увеличение бюджетных расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ.
С учетом изложенного, спикер регионального парламента предложил, в частности, предусматривать ежегодное увеличение не менее чем на индекс инфляции объем федерального фонда финансовой поддержки регионов, а также обеспечить соблюдение законодательного запрета на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Учитывая заинтересованность Совета Федерации в оптимизации сложившихся межбюджетных отношений, я предложил верхней палате проводить совещания в режиме «онлайн» с участием депутатов региональных законодательных органов, а также рассмотреть обозначенные мной проблемы на Совете законодателей, - говорит Владимир Ефимов.
Первый заместитель председателя СФ Александр Торшин назвал важной и интересной впервые опробованную форму работы палаты по взаимодействию с субъектами Российской Федерации. По его словам, все предложения, прозвучавшие в докладе спикера Волгоградской областной думы Владимира Ефимова, еще будут обсуждаться в профильном Комитете СФ. После их подробного анализа будут выработаны конкретные решения. Он поддержал также идею о том, чтобы в дальнейшем обсуждение подобных актуальных вопросов проходило на заседаниях координационного совета в формате видеоконференции с участием всех российских регионов.