Попытка ручного управления рынком лекарств дает сбои
Из аптек могут исчезнуть жизненно важные лекарства. Речь идет о том, что в начале 2013 года аптеки не смогут продавать имеющиеся в наличии лекарственные препараты, поскольку цены на них не будут зарегистрированы. Что это значит? Еще 29 октября 2010 года Владимир Путин, будучи на тот момент премьер-министром, подписал постановление № 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Этим постановлением был введен особый порядок ценообразования товаров, входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Список этот ежегодно обновляется. Реальное регулирование цен на этот перечень лекарственных средств началось с апреля позапрошлого года.
Под ЖНВЛП подразумеваются лекарства, по мнению чиновников Минздрава, больше других влияющие на уменьшение показателей заболеваемости и смертности. А причиной его появления и введения механизма регулирования цен послужил заметный подъем цен на лекарства в 2009 году. Распоряжением правительства от 07.12.2011 г. был утвержден перечень ЖНВЛС на 2012 г., в который включено 567 позиций. 93 наименования из них производятся только российскими фармацевтическими компаниями, 207 наименований – только зарубежными производителями, а 267 – выпускают как российские, так и зарубежные фармацевтические компании.
Названный документ должен был стать главным инструментом регулирования рынка лекарств. Он устанавливает правила регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, а также подходы, согласно которым препараты относят к данному списку. Кроме того, определяются предельные размеры оптово-отпускных и розничных наценок к фактическим отпускным ценам производителя на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС. Наконец, в связи с его введением, Федеральной службе по тарифам было дано поручение до 1 апреля 2011 г. разработать и утвердить порядок ведения российскими производителями учета доходов и расходов по производству лекарственных средств, включенных в перечень.
И тогда же был установлен тот самый порядок регистрации цены производителя, который сейчас может дать серьезный сбой.
Итак, на первом этапе производитель подает расчет отпускной цены на согласование в Федеральную службу по тарифам. Однако здесь окончательного решения не принимают. ФСТ передает свое решение о согласовании или об отказе в Минздрав, который уже принимает окончательное решение о регистрации предельной отпускной цены. Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. Реестр публикуется на официальном сайте Минздрава и обновляется ежедневно с сохранением всех предыдущих редакций.
Регистрация официально является бесплатной. При этом все без исключения производители, выводящие на российский фармацевтический рынок лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛС, обязаны регистрировать цены на них.
А теперь о тех самых методиках, ставших неожиданной причиной фармацевтического беспокойства. На начальном этапе формирования системы предельных цен для ЖНВЛС Минздрав регистрировал цены на лекарственные средства, исходя из их стоимости за последний год. Для российских производителей это была средневзвешенная отпускная цена. Для зарубежных – средневзвешенная цена ввоза. При этом было установлено, что предельная цена производителя препаратов локальной фармацевтической компании может пересматриваться не чаще, чем раз в год, а ее повышение не должно превышать уровень инфляции. Зарегистрированная предельная отпускная цена российского производителя на лекарственный препарат может быть перерегистрирована на основании его заявления, поданного до 1 октября каждого года.
В настоящее время локальные производители регистрируют стоимость препаратов на основе расчета их себестоимости по специально разработанной методике. Например, лишь 5 % затрат на маркетинг может быть отнесено к себестоимость продукции, а оставшиеся 95 % покрываются из прибыли.
Следует отметить, что цена, по которой лекарственное средство продается производителем, может быть меньше или соответствовать зарегистрированной стоимости препарата. При этом реализация лекарственных средств по цене, превышающей зарегистрированную, запрещена.
Как мы видим, в подобных условиях влиять на ценообразование лекарств могли сотрудники сразу двух ведомств. Но и это было еще не все. Оптово-отпускные и розничные наценки также подлежат регулированию посредством установления их предельного значения. Эта обязанность, согласно постановлению правительства от 07.03.1995 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", была возложена на местные органы исполнительной власти. Поэтому исполнительные органы всех 83-х субъектов Федерации устанавливали свои предельные оптово-отпускные и розничные наценки на ЖНВЛС, и величины их не всегда оказывались одинаковыми.
Надо сказать, что представители фармацевтической отрасли неоднократно жаловались на несовершенство методики ценообразования и даже направляли свои предложения по ее совершенствованию президенту. Госрегистрация цен на жизненно важные лекарства часто сопровождалась скандалами. Так, в январе 2011 года Минздрав отказал иностранным фармпроизводителям в перерегистрации цен, обвинив их в том, что они завышены.
И вот весной этого года Минэкономразвития заявило, что планирует представить новую методику определения цен производителей на жизненно важные лекарства. Речь зашла о введении так называемых референтных цен, как их назвали Минэкономразвития и Минздрав. Была озвучена идея тарифа возмещения для лекарственных препаратов государством. А затем чиновники планируют ввести систему лекарственного страхования.
Ряд экспертов говорит о том, что включение затрат на лекарства в ОМС позволило бы российским гражданам получать более качественную медицинскую помощь. Вместо покупки дешевых и малоэффективных препаратов потребитель получал бы более современные и эффективные лекарства. Однако здесь необходимо учитывать, что введение такой нормы может значительно увеличить налоговую нагрузку на бизнес. Высказывались и соображения о том, что следует брать пример с развитых стран, где лекарственное страхование работает очень эффективно. Так, в Германии система государственного медицинского страхования охватывает около 90 % населения и компенсирует порядка 90 % всех лекарств.
Но вот прошли весна и лето, заканчивается осень, и выясняется, что новая методика так и не утверждена. В сентябре Минздрав объявил лишь о ее подготовке. Срок подачи заявлений на перерегистрацию цен – 1 октября – уже прошел, а методики все нет: она еще находится на регистрации в Минюсте.
В итоге вопрос о том, смогут ли российские производители проиндексировать цены на жизненно важные лекарства, остается нерешенным. Конечно, они имеют право отказаться от индексации вообще и работать в новом году по старым ценам. Но ведь есть порог рентабельности, ниже которого бизнес работать не может. И если цены не будут проиндексированы, то производство отдельных позиций будет остановлено. Причем, прежде всего, это коснется дешевых препаратов, пользующихся наибольшим спросом у социально незащищенных слоев населения.
Между прочим, этой осенью цены на целый ряд лекарств, которые очень часто выписывают врачи своим пациентам, уже повысились, причем отнюдь не на величину официальной инфляции.
Наши чиновники заставили фармацевтический рынок работать в режиме ручного управления. Теперь выясняется, что они сами не знают, как им дальше управлять. А расплачиваться за все это предстоит рядовым гражданам, в том числе и своим здоровьем.