Кому на руку досрочное проведение губернаторских выборов?
Зачистить политическое поле от электоральных смут предлагают эксперты Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), выступая с инициативой досрочных выборов трёх десятков глав российских регионов.
На первый взгляд, авторы доклада преследуют благие цели: избавить российского избирателя от слишком насыщенного предвыборного марафона. Дело в том, что согласно новому закону о выборах губернаторов, период обновления региональной власти должен завершиться до 2018 года. То есть, отмечают докладчики, львиная доля выборов глав субъектов Федерации совпадёт по времени с проведением парламентских и президентских выборов. А это, отмечает глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, достаточно тяжело и для политических элит, и для самих избирателей. Так что, как бы говорят эксперты, лучше уж завершить этот процесс в течение ближайших трех лет (с 2013 по 2015 годы), после чего уже собираться с силами для выборов федерального уровня.
Опредёленный резон в этих словах, безусловно, есть. Однако присутствуют и определённые сомнения относительно чистоты помыслов авторов доклада.
Здесь стоит отметить, что Институт социально-экономических и политических исследований был создан при Общероссийском народном фронте в качестве интеллектуальной составляющей общественного движения. В 2011 году перед ним ставилась задача разработки предвыборной программы для ОНФ и "Единой России". А с августа 2012 года, когда его возглавил бывший заместитель начальника управления президента по внутренней политике Дмитрий Бадовский, перед ИСЭПИ, как сообщали СМИ, поставили задачу превращения "в ключевую площадку качественного взаимодействия власти с общественными и экспертными сообществами".
Нет никаких оснований говорить о том, что раз данный институт является непосредственным придатком ОНФ и отчасти "Единой России", то вся его деятельность направлена на выполнение конкретного политического заказа. Однако держать в уме это обстоятельство при разборе тезисов представленного доклада безусловно стоит.
В принципе, ничего нового эксперты ИСЭПИ не предложили. До вступления в силу закона, возвращающего прямые выборы глав регионов, по России прокатилась волна досрочных отставок губернаторов, чьи полномочия истекали в 2012 году. Часть отставок прогнозировалась, часть оказалась вынужденной, но в итоге осенние выборы 2012 года прошли почти безболезненно (если не считать, конечно, инцидента в Брянской области, завершившегося, впрочем, благополучно для действующего главы региона).
Можно предположить, что нынешние инициаторы досрочных выборов исходили из схожих соображений. В преддверии парламентских выборов "партии власти" предоставляется уникальный шанс укрепить свои позиции на региональном уровне.
Со стороны всё выглядит идеально: жители региона получают законно избранного губернатора, выбирая из всего спектра представленных политических сил. Но это в теории. А на практике потенциальный кандидат от "партии власти" получает солидное преимущество перед соперниками, поскольку объявление о досрочных выборах не станет для него неожиданностью, да и сам такой потенциальный кандидат сможет вести неформальную избирательную кампанию в ранге и.о. главы региона. Как это произошло, например, в Московской области. Опять же, не факт, что именно Андрей Воробьёв будет баллотироваться на выборах, но шансы для такого исхода более чем высоки.
Кроме того, свой интерес имеется и у сильных фигур. Ведь ещё не известно, как будет складываться обстановка через 2-3 года, так что почему бы тяжеловесам не легитимировать своё положение сейчас, в период наибольшего благоприятствования.
Да и необходимость в период подготовки к парламентским выборам тратить силы ещё и на глав регионов может пойти в ущерб федеральной избирательной кампании. Равно как и наоборот. Очевидно, что столь длительный избирательный цикл действительно может не только вызвать усталость электората, но и при определённых условиях спровоцировать его на более активные действия, что, безусловно, сыграет в "минус" властям и укрепит позиции оппонентов Кремля.
Важным представляется и предложение экспертов развести выборы губернаторов с избирательными кампаниями в региональные заксобрания. Как справедливо отмечается, в этом случае кандидатам-фаворитам гораздо легче заручиться поддержкой со стороны политических оппонентов, в то время как подобное было бы невозможно представить в период борьбы партий за избирателя на выборах в ЗАКСы.
Вероятно также, что разведение этих выборов по времени (причём, губернаторские должны будут предшествовать выборам в региональные парламенты) позволит снизить конкуренцию за счёт того, что выборы в ЗАКСы зачастую рассматриваются партиями и их кандидатами в качестве подготовки к губернаторским.
Есть и совсем уж конспирологические версии. Вроде продолжения темы о возможном преобразовании ОНФ в партию. Будет ли это самостоятельная политическая сила, действующая в тандеме с "Единой Россией", или же Народный фронт готовят в качестве замены "ЕдРу", – не столь принципиально в контексте рассматриваемой темы. Но вполне вероятно, что ряд предполагаемых кандидатов будет иметь рекомендации именно от ОНФ, что позволит движению заполучить "своих" глав регионов.
По словам Бадовского, он и его коллеги не ставили перед собой политических или идеологических задач, а "просто провели исследование" и "внесли своё предложение", которое, как пояснил политолог, обсудит широкий круг экспертов, после чего означенные рекомендации по корректировке выборного законодательства уйдут в Кремль. И есть все основания предполагать, что они будут приняты в полном объёме.