Кому «финансовое безумство», а кому – дырка от бублика
Сегодня в Волгограде начинает работу согласительная комиссия для разработки согласованного варианта областного бюджета 2013—2015 годов. Напомним, что проект закона Волгоградской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» внесен в Волгоградскую областную Думу Правительством Волгоградской области 1 ноября 2012 года.
В соответствии с региональным законом о бюджетном процессе, одновременно с проектом бюджета был представлен перечень документов и материалов, которые входят в так называемый обязательный комплект, который состоит более чем из 20 документов и материалов. Так что по формальным признакам к бюджету претензий быть не могло.
Однако, как и ожидалось, его содержательная часть вызвала не только много споров, а стала яблоком финансового, экономического и социального раздора. Разумеется, бюджет никогда не принимался легко, но после того, как недавно были приняты поправки в бюджет текущего года, стало ясно: поиск компромиссов по большинству параметров бюджета, свойственный при рассмотрении документов такого уровня, становится все более проблематичным. Это и подтвердилось сразу же после того, как комитеты областной думы приступили к изучению законопроекта , внесенного губернатором Сергеем Боженовым.
Так комитет по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике принял решение рекомендовать областной думе отклонить и прогноз социально-экономического развития области, и проект регионального бюджета. По словам председателя комитета Натальи Латышевской, в разделе развития системы здравоохранения регионального прогноза на следующий год не нашли отражения социально-экономические последствия процесса перехода учреждений здравоохранения в государственную собственность с 1 января 2013 года, согласно федеральному законодательству.
В представленном документе, отметили депутаты, не прогнозируется повышение уровня заработной платы работникам здравоохранения, не нашел решения вопрос дефицита финансирования территориальных программ, отсутствует информация о создании системы неотложной медицинской помощи.
На заседании комитета по социальной политике, которое провел заместитель председателя облдумы Владимир Овчинцев, депутаты отметили ряд положительных тенденций по увеличению ассигнований по подразделам, целевым статьям и видам расходов. Вместе с тем, отметили депутаты, в объеме выделенных средств на 2013 год по сравнению с 2012 годом происходит значительное снижение бюджетных ассигнований на поддержку и развитие образования, культуры и кинематографии, социальной полимтики.
Депутатов комитета по государственной власти и местному самоуправлению интересовали объем бюджетных расходов по целому ряду направлений. В частности, было указано на недостаточное финансирование института мировых судей, что необходимо для обеспечения бесперебойной работы судебных участков и исполнения предписаний контролирующих органов в части пожарной безопасности.
В числе минусов представленного проекта бюджета депутаты назвали кратное сокращение расходов на долгосрочную областную целевую программу "Пожарная безопасность Волгоградской области на 2012 – 2014 годы". Не согласны парламентарии и с предложенным сокращением финансирования целевой программы «"Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области" на 2010-2014 годы.
Комитет указал на необходимость сокращения в 2013 году расходов на средства массовой информации. В представленном проекте бюджета финансирование увеличивается на 135% и запланировано в объеме 320 миллионов рублей. Как отмечали депутаты, никаких обоснований этому «финансовому безумству», не предлагается.
В итоге комитет областной думы по организации государственной власти и местному самоуправлению под председательством Леонида Титова принял решение отклонить представленный проект бюджета отклонить.
Впоследствии стало известно, что только один комитет областной думы - по аграрной политике и природным ресурсам – рекомендовал принять проект бюджета 2013-2015 в первом чтении с учетом серьезной поправки.Эта поправка предполагает увеличение финансирования сельского хозяйства в следующем году со 160 млн.руб. до 2,2 млрд рублей. Где брать деньги на такое увеличение, пока никто не знает. Как отмечалось в ходе обсуждения законопроекта, он пока даже не предусматривает расходов на проведение мероприятий в связи с Чемпионатом мира по футболу, что может иметь неприятные последствия
Новый проект бюджета предполагает новые подходы к распределению налоговых доходов в рамках межбюджетных отношений. В частности, с 1 января 2013 года отменяется установленный для муниципальных районов Волгоградской области единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5% и снижение единого норматива отчислений от налога на доходы физических лиц для городских округов с 15% до 10%. Предусмотрены и другие изменения. Вместе с этим, отмечают депутаты, на день рассмотрения вопроса отсутствовала необходимая нормативно-правовая база для расчетов.
По данным Контрольно-счетной палаты, общая сумма доходов областного бюджета Волгоградской области предусмотрена на 2013 год в сумме 58 274 360,3 тыc рублей. Общий объем расходов определен в сумме 66 024 618,3 тыс рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета в 2013 году составит 15 процентов к объему бюджетных доходов без учета безвозмездных поступлений.
Вчера комитет областной думы по бюджету, налогам и финансовой политике под председательством Владимира Попова, учитывая заключения остальных комитетов, рекомендовал региональному парламенту отклонить законопроект об областном бюджете и передать его в согласительную комиссию по уточнению показателей регионального бюджета .
В состав согласительной комиссии от думы рекомендованы первый заместитель председателя Виталий Лихачев, заместители председателя Анатолий Бакулин, Владимир Овчинцев, Николай Чувальский, председатель комитета по бюджету налогам и финансовой политике Владимир Попов, председатель комитета по социальной политике Ирина Гусева, заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Олег Болотин.
В соответствии с региональным законодательством, в согласительную комиссию войдет такое же количество членов от правительства региона. С правом совещательного голоса в ее работе примет участие постоянный представитель Общественной палаты Волгоградской области в законодательном собрании региона Ефим Шустерман , а также представители общественных советов при министерствах области.