Вот бы депутатам да министрам определить такую зарплату
Как уже сообщалось, Госдума на прошлой неделе приняла в третьем чтении закон, повышающий с 1 января 2013 года МРОТ с нынешних 4611 рублей до 5205 рублей в месяц. Между тем, он так и не достиг прожиточного минимума, составляющего шесть с половиной тысяч рублей.
Напомним, что ранее представители комитета Госдумы по труду и социальной политике подготовили законопроект, который предполагал в 2012 году троекратную индексацию МРОТ и увеличение его к октябрю до названной суммы прожиточного минимума. Однако проект закона не был согласован с правительством и депутаты вынуждены были отложить обсуждение этой инициативы. И вот принят "компромиссный" вариант.
Как заявил по этому поводу глава совсем не оппозиционной Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, поскольку увеличенный МРОТ не дотягивает до стоимости потребительской корзины, профсоюзы будут настаивать на дальнейшем повышении: "На эти деньги – 5 тысяч рублей – прожить нельзя, пусть на такую зарплату попробуют жить министры, особенно министр финансов".
На эти деньги прожить, действительно, нельзя, но ситуация куда сложнее, чем представляется членам правительства, депутатам от "Единой России" и представителям "независимых" профсоюзов.
Выступая в Госдуме, глава Минтруда Максим Топилин убеждал депутатов, что за девять месяцев 2012 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,5 %, тогда как в прошлом году она доходила до 15 %. Заработная плата, по его словам, увеличилась на 9,4 %, и это именно реальная зарплата. А, если говорить о таких ключевых отраслях, как образование и здравоохранение, то здесь темпы роста зарплат еще выше – 16 % и 12 % соответственно. Безработица вообще достигла исторических минимумов – 4,4 миллиона человек.
Увы, министр, мягко говоря, лукавил. Так, реальная заработная плата учителей после перехода на новые принципы финансирования не растет, а падает. Об этом, правда, говорят не Росстат, и не министр образования, а простые учителя, чувствующие все это на себе.
Подавляющее большинство независимых экспертов с цифрами в руках доказывает, что реальная заработная плата увеличилась на малозаметную величину, поскольку цифры, которыми оперируют Росстат и Минтруд, не учитывают реальную инфляцию. О том, что официальная безработица в России гораздо меньше реальной, знают все, даже те, кто приводит с трибун ничего не значащие официальные цифры.
Но нас интересует самый первый пункт заявления Топилина, касающийся прожиточного минимума. Ведь именно Минздравсоцразвития, которым в тот момент руководила Татьяна Голикова, добилось того, что расчет этого самого минимума, а с ним и МРОТ перестал соотноситься с реальностью даже приблизительно.
Одним из краеугольных камней расчета прожиточного минимума и в какой-то мере МРОТ (мы ведь знаем, что последний не соответствует первому) является потребительская корзина. По правилам, структура потребительской корзины, включающая минимально необходимый для жизни россиянина набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, должна пересматриваться раз в пять лет. Такая норма закреплена в законе о прожиточном минимуме, который, как уже было сказано, рассчитывается на основе упомянутой корзины.
И вот в ноябре 2010 года Госдума приняла правительственный закон "О потребительской корзине в целом по РФ в 2011-2013 годах", который сохраняет потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в составе и объемах, предусмотренных аналогичным законом от 31 марта 2006 года. То есть продляет срок действия старых расчетов с 5 до 7 лет. С предложением нарушить закон "О прожиточном минимуме в РФ", заморозив на два года действующую структуру потребительской корзины, выступило как раз Минздравсоцразвития.
К тому моменту, когда ведомство Татьяны Голиковой озвучило свою инициативу, существующая потребительская корзина уже пережила и подорожание продуктов осенью 2007 года, и первую волну мирового финансового кризиса, и всероссийскую засуху со всеми ее последствиями. Она полностью устарела и не отвечала уже никаким нормам. Пересмотр показателей был необходим.
Именно в этот момент и поступило предложение не рассчитывать корзину по-новому, а заморозить ее на два последующих года, чтобы продолжать жить по рассчитанным пять лет назад нормам.
Правда, чиновники пообещали через два года рассчитать корзину по-новому. Речь зашла о том, что нужно "рассчитывать долю в корзине непродовольственных товаров и услуг на основе фактического потребления малоимущих семей". Такое заявление означало, что до сих пор названная доля не соответствовала действительности. Вот эта потребительская корзина и лежит сегодня в основе всех расчетов. И, несмотря на это, МРОТ не в силах догнать прожиточный минимум, уже давно таковым не являющийся.
Два года назад, осенью 2011 года эксперты уже заявляли, что около 80 % россиян получают зарплату, не обеспечивающую их минимальные жизненные потребности. Они поднимали речь о необходимости приравнять МРОТ хотя бы к существующему прожиточному минимуму. Более того, уже тогда звучали требования о пересмотре методики формирования этого минимума. Предлагалось сделать его реально отражающим минимальные расходы населения – 16-17 тысяч рублей в месяц. И такого же размера должна быть минимальная зарплата.
Представители власти ответили, что в стране с дорогим трудом и плохими институтами, низкой производительностью труда, тотальной коррупцией, отвратительной бюрократией и нечеткими правилами игры о таком МРОТ и речи быть не может.
И вот Дума принимает новый МРОТ. Принимает, хотя даже профильный министр вынужден заметить: "Платить МРОТ ниже прожиточного минимума – это нонсенс". Принимает, удовлетворившись обещанием Топилина, что будет разработан "пошаговый план повышения МРОТ до доведения его до прожиточного минимума", но эта работа "будет вестись 2-4 года".
А через 2–4 года МРОТ достигнет прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине образца 31 марта 2006 года?
Между тем, когда в 2011 году эксперты настаивали на немедленном поднятии МРОТ до уровня прожиточного минимума, они утверждали, что в бюджетной сфере (а из трех миллионов людей с зарплатой ниже прожиточного минимума три четверти приходится на государственный сектор) на это потребуется всего 61,4 миллиарда рублей. По сравнению с суммами, которые вывозятся из России и фигурируют в "серой" экономике, это лишь статистическая погрешность, уверяли они.
Их не послушали ни тогда, ни сейчас. МРОТ так и не поднялся до уровня более чем сомнительного прожиточного минимума. И все это преподносится как забота о гражданах России.