А вам, уважаемые соотечественники, какое дело до Волгограда?
Кажется, что для жителей России нет вопроса важнее, чем переименование Волгограда. Благодаря и печатным СМИ, и интернету втянутыми в обсуждение этой надуманной проблемы становятся десятки тысяч людей. Только и читаешь: то Воронеж собирает подписи за переименование, то Новосибирск, то Архангельск и Питер.. Вот только вам, уважаемые соотечественники, какое дело до нашего города?
За идею переименования Волгограда в Сталинград в рамках акции, организованной санкт-петербургским филиалом «Профсоюза граждан России», в самом городе-герое высказалось чуть больше 200 человек. Остальные горожане интереса к сбору подписей не проявили.
Инициатива питерцев, констатирует сегодня газета «Волгоградская правда», не прошла незамеченной и породила бурные обсуждения по всей стране, однако в самом городе-герое прошла практически незамеченной – две сотни человек в городе с миллионным населением – почти что капля в море,
Возможно, что в этой истории с очередной инициативой о переименовании сыграл свою роль как раз тот самый «сталинградский характер» – волгоградцы славятся своей любовью к самостоятельным решениям и неприязнью к инициативам «чужаков». Однако, скорее всего, название города в большей степени воспринимается в обществе как вопрос политический и для обычных горожан не входит в категорию особо важных. Об этом говорят и многие федеральные эксперты.
Так, депутат Госдумы, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко считает, что предложение о переименовании Волгограда – чистейшей воды популизм.
– Возникает законный вопрос: но почему тогда в Сталинград, а не в Царицын? Ведь под этим названием город прожил почти 350 лет, составив себе славу одного из стратегических форпостов российского государства, – заявил депутат. Действительно, кажется странным, когда некая питерская организация начинает призывать вернуть название "Сталинград" городу на Волге, а не переименовать родной город в Петроград или Ленинград.
Среди противников переименования за пределами Волгограда есть как принципиальные антисталинисты, такие как глава Московской Хельсинской группы правозащитница Людмила Алексеева и просто сторонники последовательного соблюдения исторических принципов. Алексеева отмечает, что миллионы человек в СССР погибли именно по вине сталинского режима. «В нормальном государстве нельзя называть города в честь человека, который погубил десятки миллионов человеческих жизней», – говорит она.
Отрицательно к инициативе переименования относятся и в историко-просветительском и правозащитном обществе «Мемориал», которое занимается вопросами реабилитации жертв сталинских репрессий. А вот эксперты топонимической комиссии Русского географического общества, среди которых есть известные историки, географы и филологи, предлагают в первую очередь следовать букве закона, согласно которой для переименования необходимо желание большинства горожан, установленное на общем референдуме.
При этом они ссылаются на исследования, проводимые волгоградским социально-педагогическим университетом, согласно которым не более 19% волгоградцев поддерживают возращение топонима "Сталинград".
«Если же ставить вопрос о сохранении культурно-исторического наследия в применении к городу Волгограду, то, как мы полагаем, необходимо вернуть либо историческое законное название Царицын либо же сохранить нейтральное нынешнее», – говорится в письме комиссии Президенту РФ Владимиру Путину.
И тут, как представляется, будет уместно вновь напомнить о том, что еще 21 января 2003 года Волгоградской областной думой был принят проект федерального закона "О переименовании Волгограда в Сталинград".
Менее чем через два месяца, 5 марта 2003 года (как раз в день 50-й годовщины смерти Сталина), вопрос о смене названия города обсуждался депутатами в Государственной Думе. Большинство парламентариев высказались против этой идеи. В итоге Госдума отказалась даже рассматривать законопроект о возвращении городу названия Сталинград: за то, чтобы внести этот вопрос в повестку дня, проголосовали 126 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов
А в июне 2003 года случилось то, о чем широко сообщалось в региональной, федеральной и мировой прессе: Центральный суд Волгограда запретил переименовывать город. Вот что, в частности, писал по этому поводу «Коммерсантъ» (Волгоград), №98 (2701), 06.06.2003 года.
«Вчера Центральный суд Волгограда признал незаконным постановление волгоградской областной думы о внесении в Госдуму и Совет Федерации проекта федерального закона «О переименовании Волгограда в Сталинград». Суд удовлетворил иск главного редактора волгоградского еженедельника «Интер» Ефима Шустермана и руководителя Волгоградского центра защиты прав прессы Евгения Калинина, подтвердив, что Волгоград сможет стать Сталинградом только после масштабного исследования общественного мнения и информирования населения о финансовых затратах на переименование.
...Волгоградская областная дума мотивировала необходимость «возвращения городу исторического имени» многочисленными просьбами волгоградцев и участников Великой Отечественной войны. Идею поддержали часть регионов, а лоббировать ее в Государственной думе РФ взялся депутат от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов. Он неоднократно заявлял, что приложит усилия, чтобы решение о переименовании было принято в канун 60-летия Победы под Сталинградом, и даже готов был лично найти средства на эту процедуру.
…Редактор еженедельника «Интер» Ефим Шустерман и руководитель местного Центра защиты прав прессы Евгений Калинин усмотрели в постановлении думы нарушения сразу нескольких федеральных законов и норм международного права. В первую очередь, по их мнению, депутаты нарушили федеральный закон «О переименовании географических объектов», согласно которому решение о переименовании может быть принято только при согласии населения территории. Так как основанием для проекта закона о переименовании Волгограда в Сталинград стали лишь обращения граждан, а не социологические исследования или референдум, истцы заявили в суде, что таким образом были нарушены права человека. Судебное разбирательство долго не могло завершиться (..)но в итоге судья Центрального суда Владимир Воробьев принял решение: признать большинство пунктов постановления волгоградской облдумы незаконными и подлежащими отмене.
Недавно член Общественной палаты Волгоградской области, политический обозреватель медиа-группы «Новая волна» Ефим Шустерман, обсуждая в рамках своей авторской программы на радио «Эхо Москвы в Волгограде» очередную инициативу по переименованию города, вернулся к событиям почти десятилетней давности
- Тогда и в газете «Интер», редактором которой я был в течение 17 лет, и в судебном заседании мы с Евгением Калининым неоднократно подчеркивали: а почему споры вокруг переименования Волгограда ведутся исключительно в политической либо исторической плоскостях? И почему никто - в том числе на всех уровнях власти – не задался вопросом: а насколько вообще законным было постановление областной думы от 21 марта 2003 года?
Суд, как известно, указал, что подобные предложения могут выдвигаться только после того, как горожан проинформируют о финансовых затратах на переименование и только на основании результатов социологических исследований. Нормы российских законов, как и соответствующие статьи Европейской конвенции по правам человека, которую Россия подписала и обязалась выполнять, еще никто не отменял, - делился с радиослушателями широко известный журналист и общественный деятель.
Закончилась эта передача традиционным голосованием - абсолютно подавляющее число радиослушателей проголосовало против переименования Волгограда в Сталинград. Это, конечно, не социология в полном смысле, но как тенденция этот результат весьма показателен.