В бюджетной политике региона есть серьезные риски
На прошедшем накануне заседании Волгоградской областной думы депутаты рассмотрели проект закона Волгоградской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", вынесенный на повторное рассмотрение в первом чтении. Прогнозные показатели главного финансового документа региона были представлены на обсуждение с учетом решения согласительной комиссии.
По итогам работы согласительной комиссии с учетом поправок, согласованных губернатором, были уточнены показатели областного бюджета. Их на заседании областной думы озвучил министр финансов региона Марат Абдулхалыков. Прогнозируемый объем доходов увеличен на 4 млрд рублей, расходов - на 4,6 млрд рублей.
В числе принципиальных поправок, на которых настаивали региональные парламентарии при первоначальном рассмотрении областного бюджета, - на развитие сельскохозяйственной отрасли региона добавлено 1,6 млрд рублей. Также предложено увеличить на 1 млрд 955 млн рублей финансовую поддержку муниципальных образований для решения территориями текущих задач.
В итоге объем межбюджетных трансфертов будет составлять 26,4 млрд рублей. По информации финансистов и экономистов региона, прогнозное увеличение доходов и соответственно расходов областной казны должно состояться в итоге планируемого прироста налоговых и неналоговых поступлений, получения финансовой поддержки из федерального бюджета, в частности на компенсацию региону выпадающих доходов по НДФЛ из-за образования консолидированной группы налогоплательщиков.
С учетом внесенных корректив, на 2013 год прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета составит 62,2 млрд рублей, общий объем расходов - 70,6 млрд рублей, прогнозируемый дефицит - 15% к объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
При этом никуда не делись опасения, которые высказывала в своем заключении на проект бюджета. Контрольно - счетная палата Волгоградской области. В частности, о том, вместо обеспечения инвестиционного развития региона, которое должно способствовать модернизации экономики, повышению инвестиционной привлекательности и инновационной активности, более 70% заимствований (10,2 от 14,5 млрд. руб.) будут направляться на расходы, связанные с погашением и обслуживанием государственного долга. В 2015 году этот показатель составит 85,9% (17,2 от 20 млрд. руб.);
А вот еще одна особенность, которую подчеркивает КСП: сохранение долговой нагрузки на бюджет региона на управляемом уровне не обеспечивается - уже в 2013 году государственный долг Волгоградской области составит 30,2 млрд. руб., или 58,4% от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. А это уровень превышает 50%-ный барьер, утвержденный в качестве предельного размера для безопасного управления государственным долгом.
Привлекаемые заимствования, предупреждают аудиторы КСП, будут в основном, служить источником финансирования расходов, связанных с самим государственным долгом. То есть, фактически, будет происходить рефинансирование действующих обязательств с увеличением объема государственного долга. С данной тенденцией связаны определенные риски.
Один из них - увеличение зависимости региона от доступа к рынку для финансирования долга с наступающими сроками погашения при отсутствии возможности погашать долг за счет собственных доходов. Еще один риск - это риск рефинансирования обязательств Волгоградской области. Он отражен рейтинговым агентством Fitch Ratings в августе 2012 года в качестве фактора понижения рейтинга региона. При этом в случае снижения кредитного рейтинга Волгоградской области велика вероятность роста процентных ставок по заемным средствам.
Таким образом, приходит к выводу КСП, основные цели бюджетной политики, сформулированные в Бюджетном послании Губернатора Волгоградской области на 2013-2015 годы- в части обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Волгоградской области - выполнены не будут.
Как и положено, ко второму чтению закона состоится распределение бюджетных средств по отраслям. Кроме того, депутаты детально рассмотрят перечень строек и объектов для муниципальных нужд, чтобы внести свои предложения для определения объема пообъектного финансирования. Речь идет о строительстве и реконструкции детских садов, школ, строительстве очистных сооружений, газопровода и других объектов социальной и коммунальной инфраструктуры в сельских и городских муниципальных образованиях Волгоградской области.
Отметим, что рассмотрению бюджета в первом чтении предшествовало принятие в первом чтении изменений в региональный закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет». На предыдущем заседании думы он был снят с рассмотрения, поскольку его концепция отвергалась многими депутатами.
Напомним, что законопроект был подготовлен в условиях предельного дефицита областного бюджета. Он предусматривает отмену с 1 января 2013 года установленного для муниципальных районов Волгоградской области единого норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 5% и снижение единого норматива отчислений от налога на доходы физических лиц ля городских округов - с 15% до 10%.
По данным КСП, и их не отрицает ни правительство, ни депутаты, планируемое изменение единых нормативов отчислений от НДФЛ в местные бюджеты с 2013 года приведёт к уменьшению доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов на 939,7 млн. рублей. В основном это ударит по городским округам, и, в первую очередь , по Волгограду, который пока остается почти единственным донором областного бюджета Так, Волгоград может недополучить 703 млн. рублей, Волжский - 161 млн, Камышин – 43 млн.рублей.
Разумеется, забили тревогу главы городов и районов, серьезную озабоченность этой тенденцией высказала Ассоциация «Совет муниципальных образований Волгоградской области», ряд депутатов областной думы, по мнению которых за усилиями по принятию законопроекта стоит стремление правительства хоть как-то «заткнуть» этим перераспределением образовавшуюся в бюджете области «дыру» более чем в 8 миллиардов рублей. Тем не менее, законопроект был внесен на новое рассмотрение – с учетом, как было сказано, мнения большинства членов согласительной комиссии.
При этом оказалось, что окончательно документ обязательно нужно принять до второго чтения бюджета региона на 2013 год. Это и неудивительно, поскольку он уже сверстана с учетом той прибавки к собственно областному бюджету, которая предусмотрена упомянутыми изменениями в региональный закон «Об установлении единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет». Вновь прозвучали заверения о том, что муниципалитеты должны будут получить компенсацию выпадающих доходов в виде отчислений по разным программам, но в такое развитие событий мало кто уже верит.