Увидеть город, которого нет...
О послевоенных постройках, архитекторах и проектировщиках Сталинграда-Волгограда информации много. А вот довоенный, разрушенный чудовищной бомбежкой Сталинград (не говоря о Царицыне) остался для потомков «терра инкогнита» – землей неизвестной. Тот потерянный Сталинград остался разве что в редких кадрах кинохроники и немногочисленных фотографиях.
Данные о довоенных архитекторах – тоже «белое пятно». Архивы в большинстве своем погибли. Поэтому сейчас даже специалисты могут назвать всего несколько зданий довоенный поры – например, Центральный универмаг, Дом Павлова, дом грузчиков и т. д. Утраченному архитектурному наследию Сталинграда посвящена солидная монография Петра Олейникова, только что выпущенная волгоградским «Издателем».
Будучи увлеченным исследователем и патриотом родного города, Петр Петрович Олейников по крупицам собирал и скрупулезно восстанавливал утраченное, поднял колоссальный пласт истории, - делится своими впечатлениями журналист газеты «Грани культуры» Юлия Гречухина. Впечатляет, говорит она, уже первое большое фото на форзаце книги – аэрофотосъемка Сталинграда, сделанная немецкими летчиками накануне трагических событий черного августа 1942 года.
Бережно помечены сносками площади и парки, улицы и проспекты, жилые поселки и заводские здания. Совсем скоро они исчезнут навсегда под вражескими бомбами. Наверное, лишь очень немногие старожилы теперь могут припомнить рестораны «Шанхай» и «Метро», музыкальный техникум (приют для девочек), пионерский сад, площадь 9 Января, клуб Куренкова... Фонтан «Играющие дети» вошел во все кинохроники, чего не скажешь о гостинице «Люкс», школе летчиков, аптеке Забелина.
Петр Олейников глубоко изучил и впервые показал этот образ канувшего города на Волге. Профессор Волгоградского архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, Почетный архитектор России, лауреат Государственной премии Волгоградской области Петр Олейников не раз выступал на страницах «Волгоградской правды», увлекательно рассказывал не просто о домах Сталинграда, но о его людях, событиях, мечтах…
Многолетний труд наконец обобщен в солидном томе, которому дали высокую оценку прежде всего коллеги-архитекторы. Заместитель председателя правления Волгоградской областной организации Союза архитекторов России, советник РААСН Александр Вязьмин: «Считалось, что абсолютное большинство сведений о «сталинградском» периоде безвозвратно утеряны, уничтожены войной. Исследовательский труд Петра Олейникова - итог многолетней кропотливой работы с первоисточниками в государственных архивах, местных и центральных ведомственных архивах, поиска участников и свидетелей тех далеких событий и их потомков. Анализ уникальных архивных материалов, их обобщение и классификация позволили раскрыть сложную картину архитектурного развития города в период с 1920-го по 1943-й.
Именно в середине двадцатых Сталинград оказался в центре внимания – всей страны и в центре больших индустриальных преобразований, стал во многом новаторской и экспериментальной площадкой для реализации прогрессивных градостроительных идей. Автор монографии документально подтверждает конкретное участие в сталинградских стройках выдающихся советских зодчих.
Разделы книги посвящены творчеству сталинградских архитекторов того времени. Раскрыта сложная картина постепенного архитектурного преобразования Сталинграда, превращения его из захолустного провинциального города с численностью 140 тысяч человек в один из крупнейших промышленных – культурных центров страны с населением около 400 тысяч жителей».
Богатейший иллюстративный материал ярко передает облик довоенного Сталинграда и помогает еще раз осознать ужас страшных разрушений, которые принесла на волжские берега война, а книга «Архитектурное наследие Сталинграда» дает возможность понять, что было потеряно, почувствовать гордость за то, что было сделано в период восстановления и ответственность за будущее многострадального города-героя.