Закон об образовании как точка невозврата
В минувший вторник Госдума приняла во втором чтении подготовленный Минобрнауки законопроект "Об образовании в РФ", который заменит сразу два действующих базовых закона – "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Теперь нормы по всем уровням образования прописаны в одном документе.
А незадолго до этого достоянием общественности стало заявление Ученого совета филологического факультета МГУ "О реформе образования, ее итогах и перспективах". В нем говорились страшные для любой нормальной страны вещи: "Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте, в частности. Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это "качественное обновление образовательной ситуации".
Представители филфака ведущего вуза страны обвиняют российские власти в том, что их политика в области образования обусловлена стремлением окончательно уничтожить "советскую" составляющую "постсоветского" образования. В случае с русской классической литературой, по их мнению, "речь идет о стремлении резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части "среднего класса", которая ориентирована на обслуживание этой элиты".
Также власть была обвинена в том, что руководствуется в образовательной политике простым принципом: управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования населения. Наконец, речь в обращении шла о стремлении власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным. На выдвинутые обвинения никто не ответил. Вернее, ответом на них и стало принятие во втором чтении закона об образовании.
Менее чем за месяц до второго чтения закона в СМИ появилось интервью с заслуженным учителем России, доцентом РГПУ им. Герцена, заместителем директора физико-математического лицея № 239, создателем и руководителем городского Центра для одаренных школьников Петербурга Сергеем Рукшиным, сказавшим совершенно откровенно: "Мы отметили десятилетие реформ в образовании. А сейчас входим в трагический виток, вот-вот минуем точку невозврата". При этом, по его словам, "фактически никто из профессионалов в области образования не имеет права голоса не только при написании судьбоносных для страны документов, но даже при их обсуждении".
Так чего же ждать от нового закона? После второго чтения критерием образованности в России по-прежнему остаются результаты ЕГЭ. При этом действительны они будут не два года, а четыре. Необязательной признана школьная форма, введение которой законопроект оставляет на усмотрение школ (вот где простор для фантазии школьных руководителей).
Высшее образование будет у нас отныне руководствоваться известным принципом Джорджа Оруэлла: "Все животные равны, но некоторые еще равнее". Ведь в особое положение среди вузов поставлены МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет, а также отстроенный на острове Русском Дальневосточный университет и "расположенные на территории инновационного центра "Сколково" организации, осуществляющие образовательную деятельность". Для них закон об образовании действует "с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами". Некоторые эксперты утверждают, что за этой формулировкой кроется простое решение: одних высоких баллов ЕГЭ для поступления в эти вузы будет недостаточно. Вопрос о том, что же для этого требуется, пока, судя по всему, не рассматривался.
Разумеется, очень болезненной оказалась тема финансирования. Эксперты отмечают, что реальную ситуацию в отечественном образовании будет определять не принимаемый закон, а весь законодательный контекст. И речь пойдет о том же Бюджетном кодексе, о 83-м законе (о правовом положении государственного или муниципального учреждения), о государственных стандартах общего образования и о множестве других нормативных актов. И это будет особенно важно при рассмотрении финансовых вопросов.
Так, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович уже заявил, что "смешение в законе платных и бесплатных услуг создает риск подмены последних на первые". А известный педагог, директор московского Центра образования N109 Евгений Ямбург привел конкретный пример такого "смешения": образовательный стандарт не предусматривает преподавания иностранного языка в первом классе. Это подтолкнет родителей и школьную администрацию к организации "платной образовательной услуги", ведь новый закон этому не препятствует. И таких лазеек в законе, утверждает Ямбург, множество: "Если финансирование основного образования худо-бедно прикрыто новым законом, то относительно всего, что хоть чуть-чуть выходит за эти рамки, я уже так и слышу в свой адрес: хватит сидеть на бюджете, давайте зарабатывайте бабки".
Бюджетное финансирование школ определяется 83-м законом, который с прошлого года ввел подушевое финансирование государственных образовательных учреждений – в зависимости от численности учащихся. В таких условиях выгодно объединять школы и наполнять классы учащимися под завязку. Как сказал автору этих строк знакомый вузовский преподаватель: на смену специалистам руководить образованием пришли менеджеры, руководствующиеся, по сути, коммерческими принципами. Лет через пять – семь все это придется расхлебывать, если, конечно, не окажется совсем поздно.