Власть пытается сделать высшее образование менее доступным
Конфликт студентов и преподавателей Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) разгорается. Сегодня стало известно, что ректор вуза Сергей Бабурин, ранее выступивший в поддержку забастовки учащихся, уволен. Соответствующее распоряжение подписал глава Министерства образования России Дмитрий Ливанов. Исполняющим обязанности ректора до момента слияния РГТЭУ с университетом имени Плеханова назначен Андрей Шкляев – по совместительству проректор по экономике и инновационной деятельности "Плешки".
Напомним, возмущение студентов и преподавателей РГТЭУ вызвал мониторинг вузов, проведенный Министерством образования. В соответствии с ним, вуз отнесли к числу "неэффективных". Бастующие требуют признать результаты мониторинга недействительными и не желают "вливаться" в другое учебное заведение. В акции принимали участие более 400 человек. В Министерстве образования согласились пересмотреть рейтинг эффективности вузов, однако решение об объединении РГТЭУ и РЭУ имени Плеханова оставили в силе.
Между тем, по последним сведениям, ректор Российского экономического университета имени Плеханова Виктор Гришин, прибывший в РГТЭУ, был изгнан из здания бастующими. Это произошло во время встречи студентов и преподавателей РГТЭУ с представителями Минобрнауки России и Плехановского университета. Ректор Плехановки, несмотря на уговоры других чиновников, покинул зал.
Напомним , что на днях заместитель главы Минобрнауки Александр Климов заявил на собрании Российского союза ректоров, что российские вузы ждет новая глобальная проверка, и те из них, которые окажутся "неэффективными", будут закрыты до 1 сентября. При этом чиновник потребовал от высшей школы "самоочищения". Вообще, чиновники Минобразования в последнее время стараются обращаться к вузовскому сообществу, как господа к холопам. Не так давно министр образования Дмитрий Ливанов высказался так: "К сожалению, в вузах мало преподавателей, которые занимаются научными исследованиями на высоком уровне... В целом кадровый потенциал не соответствует задачам, которые стоят перед современным высшим образованием России".
Если вспомнить предыдущее громкое высказывание министра о том, что преподаватель вуза, получающий 20-30 тысяч рублей в месяц, является либо халтурщиком, либо взяточником, либо просто плохим преподавателем – да и вуз, платящий такие деньги, тоже, вероятно, плох, отношение руководителей профильного ведомства к своим подчиненным становится абсолютно ясным. Отвратительные вузы и безграмотные халтурщики – преподаватели не дают замечательным чиновникам воплотить в жизнь свои идеи решительного подъема высшего образования. И невдомек министру, что мизерные зарплаты, которые получает большинство преподавателей в государственных вузах – это вина его и его команды: не смогли выбить иного финансирования. Или же деньги просто не доходят до вузов, оседая в министерстве?
Между тем, Госдума приняла в третьем чтении закон "Об образовании", обязывающий частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными. Так что у Минобразования появляется повод провести новую проверку всей высшей школы России. Этой осенью ведомство уже провело проверку 502-х российских вузов, объявив по ее итогам 136 учебных заведений неэффективными.
Разумеется, плохих вузов у нас достаточно. Правда, и лицензировались, и аккредитовывались они все в том же Минобрнауки. И именно это ведомство признало их высшими учебными заведениями. Чтобы исправить ситуацию, стоило провести фронтальные проверки вузов. Однако они проведены не были. Вместо этого для определения "неэффективных" вузов были приняты пять формальных критериев, имеющих к делу лишь косвенное отношение. Вузы проверялись исключительно по неким сведениям, поставляемым в министерство в бумажном виде. На какие-то иные способы проверки наши чиновники оказались неспособны.
Почему именно количество квадратных метров на студента, процент импортных учащихся и необходимый для поступления балл ЕГЭ определяют качество образования в данном конкретном вузе? Думается, четкого ответа на этот вопрос не дадут даже сами составители столь потрясающего списка.
И даже признанный во всем мире критерий – научная работа профессорско-преподавательского состава – в современных российских условиях выглядит, увы, не слишком убедительно. Скажем честно: слишком многие вузовские преподаватели, чьи научные работы признаны в мире, предпочитают трудиться за рубежами нашей страны. Ведь зарплата профессора в России выглядит просто смешно рядом с зарплатами таких же профессоров в большинстве стран, даже не самых развитых. При этом в наших вузах очень большие нагрузки: такого количества часов на одну ставку нет нигде в мире. А сколько разнообразных затейливых бумаг должен заполнять профессор, пытающийся заниматься научной работой.
Однако в утвержденной правительством программе развития образования до 2020 года заявлено о пяти вузах, которые должны непременно войти в первую сотню вузов в мировых рейтингах. Не было, понимаете, ни гроша, да вдруг алтын. К концу будущего года Минобрнауки обещает отобрать 10-15 вузов, которым будут обеспечены миллиардные "дополнительные субсидии на реализацию их проектов".
Основные представители уже названы: МГУ и Санкт-Петербургский госуниверситет, Дальневосточный университет (зачем-то ведь построили его на острове Русском) и "расположенные на территории инновационного центра "Сколково" организации, осуществляющие образовательную деятельность". Еще несколько вузов соберут по регионам, которые совсем не хочется обижать. Остальные пусть живут, как знают. А чтобы их было не так много, часть можно слить, а часть закрыть.
И тут разразился скандал. Первой ласточкой слияния столичных вузов стал Российский государственный торгово-экономический университет. Был издан приказ о слиянии его с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова (бывший институт советской торговли, сохранивший до сих пор прозвище "плешка"). И тут нашла коса на камень: ректор РГТЭУ, бывший депутат Госдумы Сергей Бабурин не только не отнесся к приказу свыше с должным пиететом, но и обвинил Минобрнауки в фальсификации данных и благословил своих студентов на забастовку.
Проявившие же покорность ректоры, в свою очередь, попросили, чтобы в следующем году были изменены критерии мониторинга. По их мнению, подсчет квадратных метров, приходящихся на каждого студента – занятие, не учитывающее специфики каждого учебного заведения: они оцениваются одинаково вне зависимости от профиля. Ну что ж, наши чиновники придумают, как разнообразить свои странные требования. Так, может быть, вместо квадратных метров введут нормы числа туалетов на каждого обучающегося.
В конце концов, цель, поставленная перед министерскими реформаторами – отнюдь не подъем российского высшего образования. Министр Ливанов не так давно ее сформулировал: "Нам нужны не люди с фиктивным дипломом о высшем образовании, гораздо лучше иметь миллионы высококвалифицированных профессионалов со средним образованием, которые будут востребованы на рынке труда". Опустим сказанное для проформы слово "фиктивные" и скажем честно: реформа должна сделать высшее образование менее доступным, и это – главное.
Научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов в связи с этим обратил внимание на две новации закона "Об образовании". Во-первых, в нем не упоминается гарантия возможности бесплатного обучения в магистратуре. Надо ждать в связи с этим, что бюджетных мест в магистратурах скоро станет в разы меньше. Думаю, всем понятно, что магистратура тут же окажется недоступной для молодежи из небогатых семей. Во-вторых, новый закон будет гарантировать преемственность программ только между младшей, средней и старшей школой. И гарантии, что знаний, бесплатно получаемых в школе, хватит для поступления в вуз, государство более давать не будет. Так что у молодежи из небогатых семей станет меньше возможностей учиться в вузах, а престижные "ведущие вузы", получающие право устраивать вступительные экзамены сверх результатов ЕГЭ, станут для них просто недоступны.