В чей котел списывались волгоградские фазаны?
Как известно, еще 11 августа 2012 года президент страны Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды», который вступил в силу со дня его подписания.
В тексте документа говорится: «В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду постановляю: провести в 2013 году в Российской Федерации Год охраны окружающей среды; Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в РФ Года охраны окружающей среды; рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года охраны окружающей среды».
Но в Волгограде губернатор Сергей Боженов президента Владимира Путина поправил, и своим постановлением определил для всей губернии следующий год как Год благоустройства. Да, свалки, да, измученные от отсутствия полива деревья и кустарники, да, загаженные дворы и развороченные скамейки, детские площадки и места отдыха для трудящихся и студенческой молодежи – все это, как и многое другое, и впрямь требует благоустройства. Но Год охраны окружающей среды – это, все-таки, нечто неизмеримо большее. Ярким доказательством тому могут служить и некоторые выводы, к которым пришли специалисты Контрольно - счетной палаты (КСП) Волгоградской области по итогам проверки деятельности государственных бюджетных учреждений, подведомственных комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области.
Этот Комитет имеет 8 подведомственных государственных бюджетных учреждений. Из них 7 природных парков: «Волго-Ахтубинская пойма», «Эльтонский», «Донской», «Нижнехоперский», «Щербаковский», «Цимлянские пески», «Усть-Медведицкий» и один «Волгоградский региональный ботанический сад». На территории Волгоградской области создано 57 особо охраняемых природных территории1 (ООПТ) различного уровня и категорий общей площадью 988,8 тыс. га, из них 4 ООПТ - федерального значения площадью 2,1 тыс. га и 53 ООПТ регионального значения общей площадью 986,7 тыс. га, что составляет 8,7% от территории области, что делает ее лидером по площади ООПТ регионального значения среди соседних регионов.
Проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности учреждений, проведена в четырех учреждениях: ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», ГБУ ВО «Природный парк «Эльтонский», ГБУ ВО «Природный парк «Щербаковский» и ГБУ ВО «Волгоградский региональный ботанический сад. И что же выяснилось?
Например, то, что ни комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, ни природные парки не владеют информацией о собственниках и пользователях земельных участков, расположенных на территории природных парков. Более того, создание природных парков и памятников природы местного значения в границах региональных природных парков «Щербаковский» и «Эльтонский» является нарушением законодательства, так как данные категории ООПТ могут быть только федерального, либо регионального значения.
Фактически в 4 проверенных природных парках территория полностью занята охотничьими заказниками регионального значения и охотничьими угодьями («Эльтонском», «Щербаковском», «Нижнехоперском» и «Волго-Ахтубинская пойма»).При этом оглашения о взаимодействии между комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области и комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области, либо между природными парками и охотхозяйствами не заключались.
Кроме того, на территории Волгоградской области создано 90 охотничьих хозяйств, 24 из которых также расположены на территории природных парков. При этом ни комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, ни комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Волгоградской области не владеют схемой размещения (площадь) охотничьих угодий, в том числе расположенных на территории природных парков. Вместе с тем проверками установлены факты создания на территории природоохранных зон охотничьих хозяйств, целью которых является осуществление охоты, т.е. посещение данных территорий значительным количеством охотников, что ведет к увеличению антропогенной (рекреационной) нагрузки и не способствует сохранению естественного характера сообществ.
Кроме того, согласно устным пояснениям сотрудников природных парков, возникают трудности при посещении территорий охотхозяйств в целях осуществления просветительской деятельности, так как земельные и лесные участки, а также права на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий предоставлены охотхозяйствам в аренду на длительный срок. В то же время нормативный правовой документ, определяющий перечень функциональных зон ООПТ Волгоградской области, порядок зонирования территорий ООПТ и режим особой охраны для каждой зоны с четким перечнем установленных запретов и ограничений, комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области не разработан. В результате природными парками при определении ограничений и допуска для каждой зоны фактически применяется различный подход.
Как установлено, ни работники комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, ни сотрудники бюджетного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» не смогли пояснить, каким образом осуществляются рейды по территории, находящейся в частной собственности. Из этого следует логичный вывод, что контроль соблюдения установленного режима природопользования осуществляется лишь в доступных местах и не охватывает в полном объеме территорию парка.
Это подтверждает и тот факт, что природные парки не владеют информацией о собственниках земельных участков. Более того, низкая информативность за полнотой и своевременностью принятых мер по результатам проведенных рейдовых проверок, а также низкий процент взыскания штрафов по всем природным паркам свидетельствуют об отсутствии оценки эффективности осуществляемого контроля со стороны Комитета.
Не хочется утруждать читателя подробностями финансово-хозяйственной деятельности , которая, как показывают материалы КСП, могут стать предметом заинтересованного разбирательства соответствующих структур. Но об одном эпизоде- в силу его некоторой экзотичности- сказать надо.
Так вот, с 2009 года в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» реализуется проект по созданию фазанария. По состоянию на 01.07.2012 поголовье фазанов составило 648 штук с расчетной себестоимостью 1,2 тыс. руб. за одного фазана. При этом за 2011 год и первое полугодие 2012 года списано 39,5% фазанов.
Кроме того, до настоящего времени ни одна из поставленных целей создания фазанария (проведение экскурсий, выпуск молоди в естественные условия) фактически не выполнена, в том числе по причине труднодоступности и удаленности фазанария. В результате неэффективное использование имущества, созданного за счет средств областного бюджета, составило 1408,7 тыс. руб., средств областного бюджета, направленных на содержание фазанария, - 968,8 тыс. рублей, - к такому печальному выводу приходит КСП Волгоградской области.
Как представляется, Год охраны окружающей среды, проводимый, как сказано в Указе Президента РФ - в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду - мог бы помочь губернатору Боженову сделать это хотя бы в рамках уникальных природных парков.