Аномалии национальной экономики
Главная особенность российской экономики – то, что работает в других странах, у нас не приживается. Это относится и к особым экономическим зонам (ОЭЗ), которые вот уже семь лет упорно создает правительство, а потом закрывает. На днях Минэкономразвития внесло в правительство проект постановления о создании новой ОЭЗ – в Калужской области, на развитие которой из федерального бюджета будет выделено 6 млрд. рублей. Отдача ожидается через 10-15 лет, но, как показывает практика, ОЭЗ в России столько не живут. Тем более, что по закону их можно ликвидировать уже через три года после создания, если не было заключено ни одного соглашения о ведении деятельности. Причем, ликвидация зон требует немалых дополнительных расходов из бюджета.
Создание подобных "оазисов" для бизнеса, которые в мире называют свободными экономическими зонами (СЭЗ), имеет достаточно продолжительную историю, к середине XX века они получили широкое распространение во многих странах. Главные признаки СЭЗ – тесная связь с мировым рынком и активное привлечение иностранного капитала. Использование выгод экономико-географического положения реализуется, прежде всего, в том, что СЭЗ, как правило, создаются вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. Богатый опыт функционирования СЭЗ имеют США, страны Западной и Восточной Европы: Германия, Польша, Болгария, Ирландия и другие.
Наиболее заметных успехов в развитии СЭЗ добилась Ирландия, которая после Второй мировой войны, используя рыночный механизм свободных зон, преодолела глубокий экономический кризис. За 30 послевоенных лет в Ирландии было создано 60 свободных зон разного типа.
В России они начали создаваться в 2005 году, когда постановлением правительства были организованы шесть особых зон: технико-внедренческие в Дубне, Зеленограде, Стрельне и Томске, а также промышленно-производственные в Елабуге и Липецке. По замыслу чиновников, ОЭЗ должны были резко увеличить производство в этих городах, так как для них были предусмотрены льготный налоговый режим, таможенные и другие льготы.
За семь лет резидентами российских особых экономических зон стали 326 компаний из 21 страны мира, 57 из них имеют иностранный капитал. Из существующих 17 зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 5 – на технологических инновациях, 6 – на развитии туристско-рекреационного бизнеса, и 2 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов.
Объем заявленных резидентами ОЭЗ инвестиций по состоянию на 24 декабря превысил 400 млрд. рублей или 13 млрд. долларов, сообщил гендиректор ОАО "ОЭЗ" Олег Костин. По его словам, по итогам работы в 2012 году фактические инвестиции резидентов ОЭЗ составили 63,7 млрд. рублей (рост на 61 %), общий объем произведенной продукции на территории всех ОЭЗ вырос примерно на 46 % – до 73,6 млрд. рублей. Налоговые отчисления выросли за год на 74 % и составили 6,9 млрд. рублей, количество рабочих мест, создаваемых резидентами, увеличилось на 20 % – до более чем 8 тыс. новых сотрудников.
Однако здесь стоит пояснить, что объем заявленных инвестиций резидентов ОЭЗ – 400 млрд. – сильно отличается от реальных вложений. Как сообщил замглавы Минэкономразвития Олег Савельев, в 2012 году они инвестировали в развитие зон всего 24,3 млрд. рублей, и еще 6 млрд. государству пришлось выделить из федерального бюджета. Да и налоги, которые поступают в бюджет от ОЭЗ, просто смехотворны (6,9 млрд.) – они едва покрывают бюджетные расходы на поддержание зон. Число рабочих мест, которые обеспечивают ОЭЗ, составляет всего лишь около 40 тыс. человек. Кроме того, настораживает большая разница в оценке реально инвестированных средств Костиным (63,7 млрд.) и Савельевым (24,3 млрд.).
Стоит пояснить, что ОАО "ОЭЗ", которой управляет Костин, является государственной управляющей компанией, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Так что он – лицо явно заинтересованное в том, чтобы выдавать желаемое за действительное. В отличие от Савельева, который, напротив, контролирует работу ОЭЗ от лица правительства, и, судя по всему, работа эта идет не слишком успешно.
В 2010 году тогда еще премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о досрочной ликвидации туристической ОЭЗ на Черноморском побережье Краснодарского края. Причиной закрытия зоны стало отсутствие соглашений о развитии соответствующей деятельности. В 2011 году Минэкономразвития предложило закрыть туристическую зону в Ставропольском крае. И вот на днях правительство приняло решение о ликвидации ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Куршская коса", созданной в феврале 2007 года на территории Калининградской области.
Причиной такого решения называется то, что за время существования этой ОЭЗ там не было зарегистрировано ни одного резидента и не были привлечены частные инвестиции. При этом на финансирование зоны было выделено около шести миллиардов рублей – столько же, сколько сейчас собираются выделить на проект ОЭЗ в Калужской области. А на закрытие калининградской зоны придется потратить еще около 3 млрд. рублей. Так стоит ли свеч эта игра правительства в ОЭЗ?
Свободные зоны во всем мире приносят сотни миллиардов долларов доходов госбюджету, а не жалкие 7 млрд. рублей, они дают толчок развитию высокотехнологичных производств и выводят национальную экономику в сжатые сроки на мировые вершины. К примеру, в Китае с 1980 года создано всего 5 особых экономических районов (ОЭР), а не 17 за 7 лет, как в России, но они во многом определяют экономические достижения страны и ориентированы на внешние рынки. Из китайских ОЭР экспортируется более 50 % производимой там продукции, и развивается здесь главным образом обрабатывающая промышленность и сфера НИОКР, а не туризм, как в России.
Зоны, заточенные на НИОКР и "хай-тэк", у нас, как правило, не развиваются. К примеру, так называемая технико-внедренческая ОЭЗ в Зеленограде может похвастаться только тем, что предприятие "Ситроникс" закупает микрочипы в Европе и Азии, на что экс-министр экономики Герман Греф перед своим уходом с поста щедро выделил из госбюджета 1 млрд. долларов. Да и внедренческой зоне в Дубне особо похвастаться нечем.
В последние годы ОЭЗ часто критиковались высокими чиновниками. Так, в 2009 году тогдашний президент Дмитрий Медведев попросил бывшую в то время министром экономического развития Эльвиру Набиуллину "простимулировать коллег", чтобы те активнее работали с ОЭЗ. А в 2008 году Генпрокуратура обращала внимание на то, что ОЭЗ создаются медленно и не дают ожидаемого эффекта.
Однако, несмотря на это, в декабре 2011 года Владимир Путин подписал постановление о создании туристической ОЭЗ в Ингушетии, которая будет создана на территориях Джейрахского и Сунженского районов, причем, без проведения конкурса по отбору заявок. При этом только первоначальные вложения в ингушскую ОЭЗ потребуют 30-40 млрд. рублей – в основном со стороны федерального бюджета. Кто же еще станет вкладывать деньги в развитие туризма в столь опасном районе.
Тем временем, не прошло и нескольких дней после закрытия "Куршской косы" в Калининградском районе, как правительство уже обсуждает открытие там новой ОЭЗ. Об этом сообщил во вторник замминистра экономического развития Олег Савельев. По его словам, закрытие ОЭЗ было связано с тем, что "по этой площадке было много проблем, связанных с действием одновременно природоохранного законодательства – там располагается природный заповедник, а также законодательства об особых экономических зонах", что "блокировало операции с землей". Кроме того, были проблемы с привлечением инвесторов, так как не оказалось желающих развивать всю площадку, определенную под ОЭЗ.
Теперь же, по словам Савельева, обсуждается создание новой площадки, причем, как вариант рассматривается та же самая экономическая зона туристско-рекреационного типа. Впрочем, то, что правительство любит наступать на одни и те же грабли, известно уже давно.