Криминальный провал
В начале этой недели Следственный комитет сообщил о завершении расследования громкого уголовного дела о хищениях в Федеральной миграционной службе (ФМС). Его фигурантами стали бывшие сотрудники ведомства, а также глава коммерческой компании "Результат", которые, по версии следствия, присвоили более 69 миллионов рублей, выделенных в 2007-2009 годах на информационное сопровождение программы по возвращению в РФ соотечественников.
О старте программы содействия добровольному переселению соотечественников в Россию было заявлено в конце 2006 года – тогда это была одна из приоритетных тем для президента Владимира Путина. Проект обещал быть масштабным: только в 2007 году на его реализацию предполагалось выделить 4,6 млрд. рублей и принять порядка 50 тысяч соотечественников, пожелавших вернуться на родину. Всего же в течение ближайших трёх лет Россия была готова принять около 300 тысяч репатриантов.
Но не зря говорят, что чем больше шкаф, тем громче он падает. Нечто похожее произошло и с программой "Соотечественники", реализация которой пошла через пень-колоду. Нет, проблем с желающими вернуться на историческую родину не было. Уже к маю 2007 года о своём желании переехать в Россию заявили порядка 20 тысяч наших бывших сограждан. Однако в январе 2008-го глава ФМС Константин Ромодановский отчитался о прибытии только 890 соотечественников и членов их семей.
При этом он выразил уверенность в том, что "с учетом более активной и целенаправленной работы по созданию реальных условий для социально-бытового обустройства и трудоустройства желающих вернуться соотечественников рассчитываем в текущем году принять около 88 тысяч человек". Бюджетный фонд программы также был увеличен до 5,7 млрд. рублей. Но по итогам года ФМС отрапортовал о 10 тысячах состоявшихся участников программы и 43 тысячах выразивших намерение вернуться. В 2009 году по программе переселения в Россию переехали 9 тысяч человек, в 2010 – около 13 тысяч. Так что динамика оказалась хоть и положительной, но весьма далёкой от заявленных 300 тысяч.
На состоявшемся в прошлом году IV Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, в качестве одной из причин провала программы говорилось о недостаточном уровне информационной работы относительно тех перспектив, которые будут открываться людям по возвращению их в Россию. Так что фигуранты уголовного дела о краже почти 70 млн. бюджетных рублей (если, конечно, их вина будет доказана в суде) совершили, можно сказать, преступление государственного масштаба.
Вместе с тем, и гендиректор ООО "Результат" Сергей Белобородов, и бывший начальник управления ФМС по делам соотечественников Андрей Майоров, и экс-начальник отдела этого управления Андрей Демидов , как утверждают следователи, совершили противоправные действия, изготовив фиктивные акты сдачи-приемки работ. Однако в течение всего срока действия контракта с этой фирмой никто даже не поинтересовался эффективностью распространения информационных материалов.
Система приема переселенцев чрезвычайно бюрократизирована и почти не работает, заявлял ещё в 2009 году министр регионального развития Виктор Басаргин. Проблем с реализаций программы действительно было много. И не только по причине чиновничьего беспредела и равнодушия, но и потому, что регионы оказались не готовы к приёму репатриантов. Так, на сегодняшний день программой предусмотрено лишь 40 регионов, куда могут переселяться наши соотечественники, что, безусловно, существенно ограничивает выбор желающих вернуться на родину, поскольку для многих возвращение в Россию определяется в первую очередь желанием жить там, где жили их предки.
Следует пояснить, что территории вселения были разделены на три категории: "А" – стратегически важные для России приграничные территории, характеризующиеся сокращением численности населения; "Б" – где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев; "В" – с устойчивым экономическим развитием. На территориях "А" каждому участнику госпрограммы выплачивается 120 тыс. рублей, а каждому члену его семьи – по 40 тыс. рублей (при этом речь идёт именно о Дальнем Востоке и Забайкалье, в остальных регионах категории "А" сумма выплат в два раза меньше). На территориях "Б" размер "подъёмных" составляет уже 40 и 15 тысяч рублей соответственно.
В общем, даже учитывая иные меры социальной поддержки переселенцев, этой суммы явно недостаточно для того, чтобы обустроиться на новой для себя земле с мало-мальским комфортом. К тому же, в случае выезда на постоянное место жительства из субъекта РФ, определенного свидетельством участника госпрограммы, ранее, чем через два года, он обязан возместить государству свои "подъёмные". Мера эта в какой-то степени логичная, но не всегда справедливая. Впрочем, нельзя не признать, что, несмотря на очевидные промахи, власть старается проводить работу над ошибками, периодически внося соответствующие законодательные поправки. Но процесс этот идёт слишком медленно.
По оценкам депутатов Госдумы, сегодня за рубежом проживает не менее 30 млн. наших соотечественников, большинство из которых оказалось там не по своей воле. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в последние годы в России остается неизменной: потребность в мигрантах третий год подряд составляет 1,7 миллиона человек. Но за шесть лет существования программы "Соотечественники" её участниками стали менее 100 тыс. человек.