Как жителям Волгоградской области доехать из пункта «Б» в пункт «П»?
Финансирование автотранспортных пассажирских перевозок и реорганизации государственных унитарных предприятий Волгоградской области продолжает оставаться болевой точкой. И попытку «разрулить» ситуацию предприняли депутаты областной думы на рабочем совещании комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту под председательством Ильи Кошкарева.
В дискуссии также участвовали руководители региональных министерств, представители ГУП «Волгоградавтотранс», аудиторы контрольно-счетной палаты Волгоградской области, глава г. Михайловки, главы Новоаннинского, Еланского, Даниловского и Суровикинского муниципальных районов. Кстати, именно и водители автоколонны «Суровикинская», и жители района первыми заявили о несогласии с решением областного руководства о присоединении районных автоколонн, в том числе «Суровикинской», к ГУП ВО «Волгоградавтотранс».
Проблема возникла из-за недостатки финансирования районных автотранспортных предприятий из областного бюджета, в результате чего предприятия накопили долги, в том числе по зарплате и за топливо в сумме более 100 миллионов рублей. При этом шофера и кондукторы уверяют, что объявили об увольнении в связи с ликвидацией предприятия. И действительно, в ответе на запрос в министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за подписью замминистра Вячеслава Кана значится, что «в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 10.07.2012… АК-1729 реорганизована путем присоединения к ГУП ВО «Волгоградавтотранс»… В связи с реорганизацией автоколонна упразднена».
После этого сотрудники автоколонны «Суровикинская» обратились с жалобой на неправомерные действия со стороны областных и местных властей в надзорные органы , а также к Президент РФ Владимиру Путину. В середине января представители коллектива уже побывали в Москве и оставили в приемной главы государство "крик о помощи». В свою очередь главы муниципальных образований, приглашенные в областную думу на упомянутое совещание, пояснили следующее.
В конце декабря 2012 года региональное правительство поставило их в известность о том, что с 1 января 2013 года внутримуниципальные перевозки должны осуществляться муниципалитетами за счет средств местных бюджетов. Также от местных властей требуется обеспечить транспортное обслуживание населения на «внутренних» автобусных маршрутах, в том числе решить вопрос финансирования муниципального заказа на перевозку пассажиров.
Региональные чиновники ссылаются на 131-й Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который относит эту обязанность к полномочиям муниципалов. Для местных глав такой поворот событий, по их словам, был достаточно неожиданным, так как со времени выхода 131-го ФЗ, то есть последние 10 лет, внутримуниципальные перевозки осуществлялись за счет областного бюджета.
Местные управленцы заявили, что не отказываются от обязанности финансировать «внутренние» перевозки, если бы не дефицит средств в местных бюджетах. К тому же, регион меняет схему оказания транспортных услуг. На это указали аудиторы контрольно-счетной палаты: последние несколько лет в регионе работали госпредприятия – автоколонны, которые дотировались из областного бюджета и возили людей, как на межмуниципальных маршрутах, так и на внутримуниципальных. С 1 января 2013 года эту схему предложено изменить. Вновь созданное ГУП Волгоградской области «Волгоградавтотранс» заключает договора с регионом на межмуниципальные, а с муниципалитетами – на «внутренние» перевозки. Существовавшие ранее автопредприятия преобразуются в филиалы. Всего в структуре «Волгоградавтотранса», по информации профильного регионального министерства, организовано 10 базовых филиалов.
По информации Министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Андрея Путина, маршрутная сеть Волгоградской области включает в себя 770 пригородных и междугородних маршрутов, из которых 514 подведомственны субъекту, 256 должны находиться в ведении муниципальных районов. С учетом этой разбивки, уточнил региональный министр, формировался областной бюджет на 2013 год. На субсидирование межмуниципальных перевозок в областной казне предусмотрены средства, как минимум на первое полугодие. А вот внутримуниципальные перевозки должны дотироваться непосредственно из местных бюджетов. Эта мера направлена на обеспечение населения, прежде всего льготников, транспортными услугами всеми видами транспорта.
По информации регионального Минфина, за 2012 год организациям автомобильного транспорта на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров из областного бюджета, предоставлена субсидия в размере 584,5 млн рублей.
Районные главы заверили, что для муниципалитетов, 80 процентов из которых дотационные, одномоментно найти в бюджете деньги на финансирование внутримуниципальных пассажирских перевозок, крайне сложно. Глав интересует дальнейшая судьба местных автоколонн, а генерального директора ГУП «Волгоградавтотранс» Александра Серикова - ответ на вопрос о том, кто будет платить: область или муниципалитеты.
Он пояснил, что сегодня предприятие выполняет заказы по межмуниципальным перевозкам в соответствии с заключенными с регионом договорами, а также вынуждено перевозить людей на внутримуниципальных маршрутах. Себе в убыток, так как договора с муниципалами не заключены. «Пока мы возим в усеченном режиме, – пояснил Александр Сериков. – Цена вопроса 108 млн. рублей по году с разбивкой по районам, в полном режиме это составит 214 млн. рублей. Именно такую сумму должны заложить в своих бюджетах главы районов для обеспечения пассажирских перевозок.
Главы сельских районов настаивают на переходном периоде. «Чтобы внутримуниципальные перевозки сохранились на уровне 2012 года, – считает глава Еланского муниципального района Александр Носов, – нам необходимо привести свои подзаконные акты в соответствие с требованием законодательства, провести конкурсы, определиться с финансированием. В местных бюджетах дефицит средств, поэтому муниципалы рассчитывают на дотации из региональной казны в рамках межбюджетных отношений».
Депутаты предложили определить переходный период – до 1 мая. На этой дате настаивают главы муниципалитетов. За это время необходимо подготовить нормативную базу, заключить договора на обслуживание, либо с госпредприятием, либо с частником, в зависимости от выбранной муниципалитетами концепции, провести конкурсы. И, конечно же, рассчитать финансовые расходы, которые потребуются муниципалитетам на компенсационные выплаты.
Законодатели заявили, что готовы рассмотреть и внести поправки в областной бюджет, пересмотреть межбюджетные отношения. На время переходного периода «внутренние» перевозки должен осуществлять ГУП «Волгоградавтотранс», такое обращение в адрес регионального правительства направили депутаты по итогам совещания.
Между тем представители автоколонны «Суровикинская» приехали в Волгоград и провели акцию протеста возле здания областного министерства транспорта и дорожного хозяйства. Протестующие вышли на акцию с такими плакатами:«Губернатор обещает много, но на деле сокращает коллектив, оставляя людей без работы и средств к существованию», «Верните автобусы, которые забрали», «Не услышите наши требования, обратимся к президенту».
После акции ее участники отправили обращение министру транспорта и дорожного хозяйства региона Андрею Путину, губернатору Волгоградской области Сергею Боженову, в которых потребовали найти средства в бюджете на поддержку автоколонн по всему региону.