Коррупция стоит на вооружении
Россия по уровню коррупции в сфере обороны находится на одном уровне с Белоруссией, Китаем, Пакистаном, Казахстаном, Бангладеш, Эфиопией, Грузией, Турцией, Иорданией, Ганой, Малайзией, Руандой и Танзанией, говорится в докладе, опубликованному сегодня международной антикоррупционной организации Transparency International. . Всего же в рейтинге фигурируют 82 страны, которые разделены на категории от A (самый низкий уровень коррупции) до F (самый высокий уровень).
«Россия находится в группе D. Министерство обороны приняло антикоррупционный план в мае 2010 года в рамках государственной национальной антикоррупционной стратегии. Хотя этот план включает в себя антикоррупционные меры, общая непрозрачность Минобороны затрудняет оценку, является ли эффективным этот план и насколько он реализован», — говорится в отчете. В России риски коррупции возрастают из-за отсутствия контроля над военными расходами со стороны законодательной власти, хотя формально он существует, к такому выводу приходят специалисты Transparency International.
«Почти половина оборонного бюджета является секретной. Есть признаки того, что за разведывательными службами нет никакого внешнего контроля. Недавние события показали, что Россия не реагирует на выступления гражданского общества», — говорится в докладе.
Авторы доклада приходят к выводу, что всеобщая воинская обязанность приводит в России к коррупции. «Воинская повинность является областью, которая изобилует взяточничеством, чтобы призыва на службу избежать», — говорится в докладе. В Австралии и Германии, единственных двух странах, которые вошли в группу A, почти свободную от коррупции в оборонной сфере, армии полностью профессиональные. Но если в Австралии призыв был отменен в 1972 году, то бундесвер перешел на полностью профессиональную основу только с 1 июля 2011 года.
Эти две страны, по данным доклада, располагают «надежными антикоррупционными механизмами». В них «работают такие меры, как, например, парламентский надзор за оборонной политикой», — говорится в презентации к докладу TI. В группе B (семь стран) призыв сохраняется только в Южной Корее и на Тайване, а также в Австрии, где только в этом месяце референдум о переходе на полностью контрактную армию провалился.
В России некоторая прозрачность достигнута в проведении тендеров на поставки в Минобороны благодаря системе контроля со стороны гражданских проектов. Некоторые сомнительные тендеры были отменены, отмечается в исследовании. Однако гражданский контроль за военными и оборонными расходами остается слабым, причем это касается и законодателей: «Оценки свидетельствуют, что законодательный корпус де юре имеет право контроля, но де факто не располагает для этого возможностями. Парламент и комитеты по делам вооруженных сил формально одобряют бюджет (Вооруженных сил), но существует скепсис по поводу их действительного контроля за военными расходами».
Исследователи отмечают, что если в западных странах процедуры согласования статей оборонного бюджета расписаны весьма подробно, а список засекреченных статей невелик, то в России такая работа ведется депутатами «в ходе устных интервью с представителями Вооруженных сил, а не основываясь на опубликованных и доступных общественности материалах». «Почти половина оборонного бюджета представляет собой государственную тайну», — говорят авторы исследования. На 2013 год расходы по разделу «Национальная оборона» составят более 2,14 трлн рублей, а с учетом другой «силовой» статьи, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (2,03 трлн), и связанных с ней статьями, например, на расходы, связанные со строительством жилья для военных, общие расходы на оборону и нацбезопасность будут значительно выше. При этом в планах правительства увеличить расходы только на оборону к 2015 году до 3,08 трлн, что составит 19,7% предполагаемого бюджета на этот год. Всего же в рамках госпрограммы перевооружения армии на период с 2011 по 2020 год планируется выделить 20 трлн рублей.
К тому же, уверены авторы доклада, «есть свидетельства проникновения в оборонные структуры и структуры безопасности организованной преступности, и мало свидетельств того, что правительство способно ответить на эти вызовы». Среди прочих коррупционных проблем TI отмечает свидетельства того, что высшие чины Минобороны имеют интересы в сырьевых компаниях, а множество контролируемых государством оборонных компаний и научных институтов и вовсе не являются объектом хоть какого-то внешнего контроля.
Место Россия среди стран с высоким уровнем коррупции в сфере военных расходов занимает по праву, считает замредактора «Ежедневного журнала» военный эксперт Александр Гольц. «Проблема коррупции — это не просто злоупотребление. Коррупцию рождает отсутствие какого-либо контроля за расходованием гигантских средств, а в России речь идет о каждом пятом рубле госбюджета, без какого-либо контроля», — говорит эксперт и добавляет, что парламент самоустранился от контроля. «В госбюджете в расходах на оборону из открытой печати мы знаем пять цифр. И попытки их анализировать напоминают известный анекдот, как рассказывают анекдоты в сумасшедшем доме», — иронизирует Гольц. «На этом фоне понятно, что когда речь идет только о ведомственном контроле, о контроле, когда с контролёрами можно договориться, то понятно, что это создает гигантскую почву для коррупции», — делает вывод эксперт.
Из стран бывшего Советского Союза, которые вошли в список, выше России стоит Латвия, она входит в группу С, и Украина — группа D со знаком плюс. Азербайджан, Армения, Киргизия, Литва, Молдавия и Эстония предметом исследования не были.
По данным исследования, 70% стран мира не в состоянии противостоять коррупции в отраслях, связанных с обороной. Страны Южной Америки и Восточной Европы занимают высокие места в рейтинге, поскольку эти страны активно используют аудиторские проверки расходов на оборону. В последнюю группу F попали государства с высоким уровнем коррупции.
«Девять стран – Алжир, Ангола, Камерун, Демократическая Республика Конго, Египет, Эритрея, Ливия, Сирия и Йемен – демонстрируют критическую степень риска; отсутствие таких основополагающих антикоррупционных мер, как подотчетность, делает введение антикоррупционных механизмов в регулирующие этот сектор законы практически невозможным»,- говорится в презентации антикоррупционного исследования.