О спектакле, который стоит посмотреть
Накануне знаковой для россиян даты 2 Февраля в Молодежном театре Волгограда прошла премьера. Пьеса словацкого драматурга Буковчана «Пока не пропоет петух» – о войне. Но не только о войне. Спектакль стал сильным высказыванием всех одиннадцати актеров, занятых в нем, и постановщика, художественного руководителя ВМТ заслуженного артиста России Владимира Бондаренко.
Нет декораций блиндажа и тусклой коптилки, не слышно фонограммы несмолкающей канонады, не склоняется над полевой картой усталый командир – тема чудовищности войны раскрыта без этих штампов.
В пьесе Буковчана война показана не только как великий ужас, но и как великое испытание человеческой порядочности.
…Темный подвал. Десять узников. Их забросила сюда тупая «оккупационная таблица умножения». Убит немецкий охранник – и по страшной гитлеровской арифметике ответить за одного убитого захватчика должны десять гражданских лиц.
Случайные люди. Заложники обстоятельств. Их всех повесят. Или расстреляют.
До казни остается несколько часов. Все-таки еще есть шанс спастись. Нужна лишь «маленькая» уступка: можно вместо десятерых «сдать» немцам кого-то одного. И попробовать с этим жить дальше. Или всех ждет братская могила.
Актеры точны в красках, характеристиках своих персонажей, оказавшихся в психологическом экстриме.
15-летняя гимназистка (Тамара Матвеева) и влюбленный в нее студент (Максим Перов). Бывший лесничий, оплакивающий погибшего сына (Олег Блохин), и повитуха, подрабатывающая криминальными абортами (Наталья Стрельцова). Загадочный бродяга (Гозий Махмудов) и представитель интеллигенции – школьный учитель (Дмитрий Матыкин), увядшая аптекарша (Татьяна Браженская) и разбитная проститутка (Елизавета Фарапонова), местный ветеринар (Андрей Тушев) и обычный парикмахер, роль которого исполняет заслуженный артист России Александр Масленников, он потряс своей пронзительной игрой в финальной сцене.
Еще есть «черный человек» – «олигарх»-лесоторговец (Игорь Мишин), который ведет переговоры с немецким майором и фарисейски уговаривает сограждан на предательство.
Вчера они были соседями и знакомыми и мило раскланивались при встрече. А сегодня не прочь вырваться из плена ценой жизни кого-то из ближних. Правда, на такое способны не все.
В маленьком театральном зале невидима граница с мрачными стенами условного подвала. Зритель легко мог примерить ситуацию на себя, спросить себя: "А как бы я…, а что бы я… . Что бы я решил? Оставаться «правильным» и пойти под пулю? Либо согрешить, но выжить?"
У Владимира Бондаренко получился очень современный спектакль не просто про безумие нацизма (шире – любой тоталитарной системы). Он – о трудном выборе между абсолютным практицизмом и евангельскими заповедями. В циничном мире библейские истины кому-то кажутся красивыми, но нежизнеспособными правилами. Редко ли на житейской ярмарке тщеславия гражданскую и человеческую совесть закладывают за достаток и спокойствие?
В кульминационной сцене спектакля на грубой штукатурке подвала, словно на стене трапезной доминиканского монастыря, как мираж, ярко проступает знаменитая фреска «Тайная вечеря» (сценография Михаила Викторова). Мгновения благоговейной молитвы – и волшебство исчезает.
Что было дальше – пусть останется интрига. Спектакль «Прежде чем пропоет петух» стоит посмотреть, это событие волгоградской театральной жизни, которое лучше не пропускать,-совершенно справедливо завершает свою короткую рецензию журналист Юля Гречухина.