В Волгограде в спешном порядке создают «пояс безопасности» власти
- Я не помню таких некомпетентных решений как те, что были приняты в нашей области относительно пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным и межмуниципальным маршрутам региона. Организация перевозок выстраивается непрофессионально, и чтобы избежать социальных последствий, мы должны создать в области «пояс безопасности, - такое мнение высказал депутат Владимир Кабанов на заседании комитета по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Волгоградской областной думы.
Мнение профессиональное, ибо Владимир Александрович, прежде чем стать депутатом, много лет работал в должности вице-губернатора Первопричину же транспортного коллапса, сложившегося в области, он видит в том, что «правительство вбрасывает решения, за которыми никто не успевает, а с муниципалитетами никто не работает».
Что сейчас происходит в нашей области с селом? -таким вопросом озадачил всех участников заседания упомянутого комитета, среди которых в качестве приглашенных и заинтересованных лиц были и главы семи муниципальных районов, депутат Анатолий Галичкин. - Сегодня из-за отмены рейсовых автобусов селяне лишились возможности добираться из своих хуторов и сел в районные центры. При принятии бюджета на текущий год мы предлагали предусмотреть деньги на компенсацию выпадающих доходов транспортникам, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, однако ни губернатор, ни коллеги по думе нас не поддержали. Но ведь равный доступ равный доступ к пассажирским перевозкам должны иметь все жители региона, - заключил депутат.
С этим никто и не спорил. Искали пути решения проблемы, поскольку было очевидно: осуществлять внутримуниципальные пассажирские перевозки, особенно дотационным сельским территориям, которых в области большинство, без финансовой поддержки областного бюджета невозможно. Как объяснил руководитель Руднянского района Михаил Битюцкий, по итогам 2012 года автотранспортное предприятие района имеет убытки в 7,2 млн рублей. Глава Ленинского района Николай Варваровский признался, что «не знает, где найти в бюджете необходимые 10 млн». Глава Серафимовичского района Виктор Щербаков пояснил, что по итогам прошлого года автоколонна уже имеет убытки в 5,5 млн. По подсчетам главы Жирновского района Александра Шевченко, автотранспортное обслуживание в 2013 году может вылиться в 15 млн рублей. Глава Новоаннинского района Николай Моисеев отметил, что таким образом глав вынуждают «резать социальные статьи, что будет бедой для районов».
В документах министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, представленных депутатам, отмечается, что расчетная потребность средств на компенсацию убытков автотранспортных предприятий, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов при выполнении перевозок пассажиров, составляет в 2013 году почти 537 миллионов рублей. Однако в бюджете на эти цели предусмотрено только 277 млн.руб., что на 54 % ниже уровня, предусмотренного в прошлом году (599 млн. рублей). И далее следует такой вывод: ввиду отсутствия бюджетного финансирования возникает угроза двукратного сокращения объема пассажирских перевозок по сравнению с предыдущим годом.
Отметим, что этот документ датирован 31-м января нынешнего года. А документ, породивший транспортный коллапс, был принят 13 ноября 2012 года и под ним стоит подписью губернатора Сергея Боженова. В этом нормативном акте утверждается, что он принимается «в целях удовлетворения потребностей населения в услугах автомобильного пассажирского транспорта, отвечающих требованиям безопасности, обеспечения их доступности для населения и равенства условий участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предоставления услуг пассажирского транспорта». В свою очередь правительство Волгоградской области 21 декабря 2012 года направило письма главам районов «о необходимости обеспечения с 1 января 2013 года реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения».
То есть получается, что полномочия надо реализовывать, но без их финансирования. Вернее, за счет финансирования, но из местных бюджетов. Как это сделать? На этот счет ни губернатор, ни правительство глав муниципальных образований не просветили, оставив их, по сути, один на один с жителями. Пыхтите, дескать, как хотите, отдувайтесь как можете, но народ перевозить надо. Но к таким переменам муниципалы оказались не готовы – ни организационно, ни финансово.
И жители сельских районов это поняли быстрее, чем губернатор и его «алмазная команда, которым и адресуются сегодня их многочисленные жалобы , акции протеста и призывы не разрушать сложившуюся систему перевозок без выработанной и внедренной альтернативы. Пошли многочисленные жалобы, в том числе в средства массовой информации, в областную и Государственные Думы и, как это давно практикуется жителями региона, в Москву, в Кремль, президенту Путину.
Коллективное письмо в Госдуму написали, в частности, и жители села Аксай Октябрьского района. Из 20 маршруток, пишут они, с 1 января 2013 года обслуживается только около семи. Автобусы ходят далеко не каждый день. Так, если до нового года в Волгоград автобусы ходили через каждые несколько часов, то сегодня лишь два раза в неделю - в пятницу и воскресенье. Людям ничего не остается, как часами стоять у дороги в ожидании маршрутки или попутной машины.
О том, какие акции проходили в Суровикинском, Дубовском и других районах области, средства массовой информации, финансируемые из бюджета области, не рассказывали. А на публикации других СМИ в правительстве смотрели едва ли не как на провокационные. И таким равнодушным отношением к ситуации довели народ до «точки кипения». Да так довели, что, повторяя образное выражение депутата Кабанова, теперь уже сами вынуждены в спешном порядке создавать в области «пояс безопасности».
На заседании комитета депутаты предложили пошаговое решение вопроса. В проект постановления были включено несколько рекомендаций. В частности, до 1 мая 2013 года предлагается установить переходный период, который позволит органам местного самоуправления рассчитать расходы на содержание пассажирского транспорта, принять соответствующие решения, необходимые для включения финансовых расходов на пассажирские внутримуниципальные автоперевозки в местные бюджеты, определиться с концепцией организации транспортных перевозок на своих территориях.
В течение переходного периода на внутренних перевозках предлагается задействовать ГУП «Волгоградавтотранс». По итогам первого квартала подготовить изменения в региональный бюджет 2013 года, предусмотрев в рамках межбюджетных отношений средства на дотацию муниципальным территориям, а также министерству транспорта и дорожного хозяйства региона.
В итоге обсуждения вопроса был выработан проект постановления «О финансировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Волгоградской области в 2013 году». Как пояснил председатель профильного комитета Илья Кошкарев, «они позволят не допустить сокращения объема автомобильных пассажирских перевозок на территории каждого отдельного муниципального образования и всего региона».
Вчера этот документ был рассмотрен и принят на заседании Волгоградской областной думы. Также было признано депутатским запросом обращение депутатов фракции КПРФ. В нем, в частности, подчеркивается, что «жители сельских районов области доведены до отчаяния; что правительство области бездействует и, зная проблему, до сих пор не предложили никаких реальных вариантов ее решения».
Кроме того, депутаты приняли постановление, которым дается «тематическое» поручение КСП региона. Согласно нему, Контрольно-счётная палата должна в первом квартале провести проверку эффективности и целевого использования бюджетных средств, переданных, в том числе, на организацию транспортного обслуживания.
И как знать, не придется ли по итогам этой проверки создавать в области второе кольцо «пояса безопасности». Тем более, что, по мнению многих глав муниципальных районов и глав сельских поселений этих районов, сроки, установленные как переходный период, не позволят им принять на себя все обязательства. Было бы правильным, считают они, дать им возможность поработать над программой до конца года и плавно «вписаться» в бюджетные возможности и их реалии.