Депутаты ответили прокуратуре принятием закона
Еще в июне прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального жилищного контроля». Этим документом органы местного самоуправления наделялись полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, в связи с чем соответствующими частями был дополнен Жилищный Кодекс РФ. В соответствии с этим муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Время шло, но таковые правовые акты в регионе продолжали отсутствовать. Проблема давала о себе знать и в Волгограде, и в Волжском , и в Михайловке, где, наряду с другими муниципалитетами области, власти не могли реализовать свои полномочия. «Отсутствие названного регионального закона препятствует реализации органами местного самоуправления полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля, предоставленных им Жилищным кодексом РФ», - отметила прокуратура области в своем представлении от 17 января, направленном органам государственной власти Волгоградской области. Надзорный орган потребовал от них «безотлагательно принять исчерпывающие меры к устранению отмеченных в представлении нарушений закона, причин и условий, им способствующих».
Что касается Волгоградской областной думы, то 6 февраля она приняла постановление, в соответствии с которым согласилась с представлением прокуратуры. Отметим, что к тому времени депутаты профильного комитета уже рассмотрели внесенный губернатором проект закона. Затем он был принят думой в первом чтении, а через неделю, то есть 14 февраля – с учетом поступивших и одобренных профильным комитетом поправок – во втором окончательном чтении.
Муниципальный жилищный контроль включает в себя работу местных органов власти по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований к использованию и содержанию помещений муниципального жилья, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Также речь идет о контроле за соблюдением законодательства по созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, управляющих многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Как отмечали депутаты, сегодня муниципалитеты заняли позицию невмешательства в конфликтные вопросы между населением, поставщиками и организаторами жилищно-коммунальных услуг. После принятия нового закона местные чиновники должны будут отреагировать и, самое главное, принять меры по поступившим от населения жалобам в сфере ЖКХ. Перечень обращений, которые подлежат рассмотрению и решению в рамках закона о жилищном муниципальном контроле, довольно объемный. В частности, речь идет о нарушениях в содержании общего имущества многоквартирного дома, в выборе способа управления жилья.
Ко второму чтению законопроекта областная Думы поддержала поправку депутатов Владимира Попова, Станислава Короткова, Александра Потапова. Речь идет о проведении - наряду с плановыми, и внеплановых проверок в отношении тех граждан, которые не соблюдают обязательных требований к проживанию и содержанию жилья. К примеру, нарушение паспортного режима, содержание жилья в антисанитарном состоянии. Внеплановые проверки проводятся на основании поступивших в органы муниципального жилищного контроля обращений и заявлений от граждан, информации от органов госвласти, местного самоуправления, из средств массовой информации, а также в случае истечения срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Кстати, в упомянутом выше представлении прокуратуры Волгоградской области к органам государственной власти региона было и такое предложение: «решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности». То есть привлечь тех, кто препятствовал принятию закона или, как сказано в документе, создавал «причины и условия, этому способствующие»?
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, кто же они, эти «препятствующие», ибо установленный законом срок реагирования на представление прокуратуры прошел, закон принят, возможно, он даже будет исполняться. А если не будет или будет, но не в полном объеме, то прокуратура вновь вмешается. Но это уже будет другая история…