Филипки перевились?
Более 30 процентов россиян до сих пор пребывают в заблуждении, что Солнце вращается вокруг Земли. Допускаем, что жить им подобное «знание» не мешает, но за державу, понятно, обидно. Согласно данным недавнего опроса ВЦИОМ, продолжает падать число людей, интересующихся наукой и техническими достижениями. В 2007 году подтверждали свое любопытство к деятельности ученых 68 процентов опрошенных, в 2011 таких набралось только 54 процента. А в 2013 - всего 47 процентов.
Впрочем, определенный интерес люди проявляют к достижениям медицины и к некоторым техническим новинкам уровня гаджетов. Первое свидетельствует о плохом здоровье, второе – о желании соответствовать…
При этом желание соответствовать часто упирается в трудно прошибаемую стену финансовой несостоятельности, а озабоченность здоровьем многих ведет мимо поликлиник (неудивительно, если припомнить обычные мытарства, начинающиеся прямо с порога, от регистратуры) в полуосвещенные комнатки «народных целителей» - Институт социологии РАН подтверждает, что 67 процентов российских женщин обращаются к магам, колдунам и знахарям.
Никто не станет спорить с тем наша страна значительно отстает от развитых государств по объемам финансирования науки, по числу научных сотрудников и количеству публикаций. Как не вызывает сомнений и то обстоятельство, что отечественная система образования, погрязшая в реформах, тоже не располагает к освоению знаний.
С другой стороны, у людей нет не только препонов к получению любой информации, но и у государства есть позиционирование заинтересованности в образованных гражданах и поддержки людского интереса к науке.
А вот самого интереса у граждан – нет! Печатные СМИ, интернет, ТВ, общественные институты и организации , вроде бы, с открытой душой предоставляют не только любую информацию, но и , порой, солидные гранты, однако на выходе мы наблюдаем не самую оптимистическую картинку. Перевились «хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пки», украдкой приходящие в школу вслед за старшим братом. Вместо журналов «Юный техник» на столе у подростков – журнал «Зажигай», вместо «Юного эрудита» - «Ben 10», созданый по мотивам американского мультсериала, вместо любимой телепередачи «В мире животных» - «Пусть говорят»…
Борис Пильняк, написавший в 30-е годы «американский роман» «О кей» , восхищался, как американцы массово посещают лекции ученых-физиков, химиков, подобно как в советской России люди ходят на концерты знаменитых артистов. Но и в советской России на книжной полке с книгами для детей «Приключения Буратино» соседствовали «Занимательная физика» с «Занимательной астрономией» Перельмана.
Накануне Дня российской науки, отмечаемого 8 февраля с легкой (хотя и тяжелой!) руки императора Петра Первого , волгоградский политолог, специалист филиала РАНХиГС Виктор Пилипенко подтвердил в беседе с журналистом, что имеет место быть падение роли науки в обществе и девальвация значения ученой степени. Ослаблена и связь науки с практикой. В последнем случае, вина лежит, конечно, не на самих ученых, а, на, все-таки, чиновниках.
Да, дошло до того, что отдельные штаты Бразилии выделяют на науку больше, чем вся Россия. Но в нашем Волгограде, между тем - семь университетов: государственный, технический, социально-педагогический,медицинский,архитектурно-строительный,аграрный, а также Царицынский православный университет, три академии, ряд институтов. В райцентрах действуют филиалы столичных и региональных вузов. В ВУЗах – кипит работа. Согласно докладу первого проректора
Университета по научной работе, члена-корреспондента РАНВ. И. Лысака, в прошлом году представители ВолгГТУ опубликовали рекордное количество статей в центральных российских и зарубежных журналах. 70 авторов издали капитальные монографии, состоялись защиты 5 докторских и 48 кандидатских диссертаций. Есть и практический «выхлоп» - например, совместно с ЦНИИ «Прометей» учеными волгоградского политеха создан новый композиционный материал для атомных ледоколов нового поколения, способных преодолевать трехметровые льды и эксплуатироваться 40 лет.
Наука существует. Исчезает интерес к ней.
Высшее образование становится, с одной стороны, все менее доступным для большинства, с другой – менее привлекательным. Диплом не всегда становится первым камнем в прочном материальном фундаменте, а если ученая степень кому-то необходима для легальной возможности прописать ее на визитной карточке, то «кандидата наук» можно купить на станции метро.
Утрата интереса к жизни во всех ее проявлениях – не только беда человека, но и вина государственной системы. И нельзя сказать, что государство не ощущает ее, эту свою вину. Попытки реформирования системы образования как раз свидетельствуют об этом. Но каким образом эта вина заглаживается? Ставшим уже привычным образом: хотели как лучше, а получилось…
К примеру, 15 февраля 2013 года на сайте Министерства образования и науки РФ для широкого обсуж¬дения был опубликован проект «Концепциии содержания профессионального стандарта пе¬дагога». Авторы проекта довольно кра¬сиво и логично объясняют цели их коллективного труда: профстандарт станет инструментом «реализации стратегии образования в меняю¬щемся мире», выведет преподавание на международный уровень, будет «объективным измерителем квали¬фикации педагога».
Не столько смешно, сколько грустно «дотягивать» учительскую квалификацию до международного уровня, оставляя самого педагога с издевательско низкой оплатой труда, не так ли? Да, поспешая за стремительной поступью модифицирующихся технологий педагог должен постоянно «де¬монстрировать своим ученикам» желание пользоваться благами интернета, но «объективность» подобных измерений ква-лификации педагога сомнительна.
И приходится ли удивляться, что с каждым годом в России растет количество людей, неспособных написать пару предложений без грамматических ошибок.