А, может, диалог только начинается?
Официальное закрытие Первого областного фестиваля «Театральные диалоги» состоится только 19 марта, однако предварительные итоги были подведены уже сегодня на пресс-конференции с участием организаторов мероприятия, театральных критиков, режиссеров и руководителей театров, участвовавших в «диалогах».
Еще в их предвкушении театральная общественность с ностальгией вспоминала времена давно минувших дней, когда, благодаря усилиям еще молодого, очень амбициозного и не вполне еще понятого зрителями театра НЭТ, в Волгограде состоялся грандиозный международный фестиваль. Тогда нашлось немало таких, кто задавал, что называется, «вопрос в лоб»: зачем? Как напомнили сегодня театральные старожилы, бывший в то время главой администрации области Иван Шабунин, который ни разу не пропустил ни одной премьеры, ответил одному из агрессивных чиновников так: и в искусстве большое видится на расстоянии.
Конечно, как поется в одной из песен Андрея Макаревича, можно все начать с начала - ничего нельзя вернуть. Но надо отдать должное нынешнему министру культуры Волгоградской области Виктору Гепфнеру, в приветственном слове перед началом «Театральных диалогов» не умолчавшему об этом театральном опыте на волгоградской земле.
«Надеемся, что фестиваль поможет деятелям современного театрального искусства обменяться профессиональным опытом, выверить и соотнести друг с другом критерии художественного творчества и разнообразить формы диалога со зрителем. Пусть наш фестиваль станет достойным продолжением замечательного фестивального проекта, состоявшегося на волгоградской земле более двух десятков лет назад – первого международного театрального фестиваля с участием театральных коллективов из Италии, Германии, Англии, Америки, Египта и ряда других стран, проведенного Волгоградским государственным новым экспериментальным театром в 1991 году», - подчеркнул он.
Итак, фестивальные спектакли показаны, занавес опущен, но в любом диалоги, и не только сценические, еще продолжатся, потому что - зацепило. А как могли не зацепить, например, размышления маститого московского театрального критика Николая Жегина, побывавшего на многих подобных мероприятиях - от Москвы до самых до окраин? Впечатленный «Диалогами», он позволил себе задаться вопросом: а все ли так плохо в современной театральной среде, как сегодня принято считать? По его словам – отнюдь!
В Волгограде авторитетнейший критик нашел основания для подобного утверждения. Он увидел огромный потенциал провинциальных театров, увидел, как сам сказал, Артистов с большой буквы, услышал авторский голос режиссеров, оценил по заслугам поистине революционное умение творческих коллективов самостоятельно растить актерские кадры. В том же русле высказались и заслуженный деятель искусств России, главный редактор журнала "Театральная жизнь" Олег Пивоваров и критик Александр Смоляков.
По сути, единодушно они сошлись во мнении и по поводу хорошей организации фестиваля- «это тот самый редкий случай, когда подобные мероприятия проходят без накладок, и, что намного важнее, в подборе творческой составляющей фестиваля».
По мнению Олега Пивоварова, можно смело представлять на любом театральном фестивале самого высочайшего статуса такие работы волгоградских коллективов, как спектакль «Цареубийцы» НЭТа и «Муха - Цокотуха» областного театра кукол. Много добрых слов было сказано в адрес ТЮЗа, особенно такой его работы, как «Брачный договор».
По словам непредвзятых московских критиков, не сбылись их некоторые опасения увидеть в Волгограде «стереотипные потуги провинциальных театров усилить свои работы за счет ненормированной лексики или «обнаженки». Словом, как было отмечено, «вирус коммерциализации обошел фестивальные спектакли стороной».
Разумеется, не стоит думать, что все увиденное москвичи восприняли исключительно положительно – некоторое дилетантство театров Камышина и Волжского не прошло мимо их глаз. Однако эти недостатки, по мнению критиков, вполне исправимы, а, главное, компенсируются редким подвижничеством.
Известным и приятным сюрпризом для столичных знатоков оказался Волгоградский музыкально - драматический казачий театр. Заведомая предвзятость, исходящая от одного только длинного наименования театра, сошла на нет после просмотра спектакля «Донская душа» и игры заслуженного артиста России, старейшего актера театра Анатолия Трусова. «Его легко представить на сценах самых именитых московских театров», - не скрывал своего восторга Олег Пивоваров.
Словом, речи московских критиков оказались настолько лестными и приятными, что с трудом преодолевается желание цитировать их и дальше. Но на пресс-конференции - в развитие «диалогов»- зашел разговор об очень важном - и не только для театрального дела - аспекте.
Несколько смещая общее направление разговора, известный журналист, член Общественной палаты Волгоградской области и заместитель председателя Общественного совета при министерстве культуры Ефим Шустерман обратил внимание, что именно регионами нынче прирастает современный театр. Однако, по его едкому замечанию, чем больше идет движение снизу, тем меньше понимания сверху. Сказано это было несколько пожестче, однако спорить с тем, что искусству области, в том числе и театральному, что культуре региона нужна более серьезная государственная поддержка, нужен иной общественный фон, нежели тот, который мы сегодня имеем, спорить не приходится.
Резюмируя, председатель Волгоградского регионального отделения Союза театральных деятелей России, художественный руководитель и главный режиссер Нового Экспериментального театра, народный артист России Отар Джангишерашвили отметил, что «Театральные диалоги» имеют отличные шансы проводиться регулярно. «И вообще, - сказал он, - надо чаще заходить друг к другу. У театров немало проблем и решать их, разумеется, сподручнее, объединив усилия, в том числе и в диалогах со зрителем».
Ответом ему были аплодисменты, в том числе и журналистов...