Печать
В Госдуме прошел круглый стол по реформе системы образования

В Госдуме состоялся круглый стол по законопроекту "Об образовании в РФ" и проекту государственного образовательного стандарта. В мероприятии приняли участие руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, руководители образовательных учреждений, ректоры вузов, представители научного и учительского сообществ, родительской общественности, правозащитных организаций, средств массовой информации, эксперты в сфере образования и защиты прав человека.
 
В своем выступлении Николай Левичев признал необходимость реформы системы образования. По его словам, об этом свидетельствуют хотя бы результаты недавнего социологического опроса, согласно которому, примерно треть россиян убеждены в том, что Солнце вращается вокруг Земли. "Без реформирования системы образования мы не сможем отвечать на глобальные вызовы современности. Но как ее реформировать – это другой вопрос", – подчеркнул депутат. "Если мы сегодня неправильно выберем реформаторскую парадигму, это может иметь печальные последствия в жесткой конкурентной борьбе на мировой арене за место под тем самым Солнцем, вокруг которого пока крутится Земля", – убежден Левичев.
 
Затрагивая тему образовательных стандартов, депутат признал, что непонимание у него вызывает несколько вещей. "Непонятно, почему руководителями разработки являются люди, которые либо вообще не преподавали в школе, либо делали это очень давно? Эти люди представляют чиновничье-бюрократическое сообщество в области управления образованием. Также мне непонятно, почему процессом руководит человек, возглавляющий издательство "Просвещение"? Как человек, долгие годы работающий в издательской сфере, я вижу здесь конфликт интересов", – сказал Левичев.
 
Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко признал тему круглого стола очень актуальной. "Мы готовы к обсуждению, хотя есть некоторые позиции, от которых мы не отступим", – заявил он. Речь идет о количество гарантированных государством часов преподавания, создании организационных и кадровых условий для специализации школьников, разделении курсов на три типа – базовые, интегрированные и профильные.
 
Появление нового закона об образовании, по словам заместителя министра, обусловлено, в частности, появлением новых технологий, которые нельзя игнорировать на законодательном уровне, а также возникновением новых форм образовательных учреждений.
 
Зампред комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов признал, что реформы в образовании нужны, но проводятся они неправильно. "Мы создаем новые структуры, переходим на двухуровневую систему, вводим ЕГЭ, а образование становится все хуже и хуже", – констатировал депутат. Чтобы этого не происходило, реформы, по его словам, должны быть понятны населению и поддержаны педагогическим и родительским сообществом. "Ни один депутат не был приглашен к разработке важнейших документов, по которым нам предстоит жить и работать", – посетовал зампред профильного комитета. Касаясь работы над новым законопроектом об образовании, депутат рассказал, как проходят обсуждения: "Сидим в кабинете, обсуждаем. Участвует представитель министерства – молодая выпускница, и депутаты. Ее голос перевешивает всех нас".
 
Вице-президент ассоциации негосударственных ВУЗов Сергей Агеев, касаясь проекта нового закона об образовании, высказал мнение о том, что он носит чиновничье-бюрократический характер. "Что должно выдвигаться на первый план? Качество образования! Все остальное должно его обеспечить. Во главу угла нужно ставить защищенность педагогов, студентов, а ставят какие-то бюрократические процедуры, регламенты, нормативы, контроль, значительная часть закона посвящена аккредитации, лицензированию", – сообщил он.
 
В дискуссии также приняли участие учитель лицея №1525 Евгения Абелюк, председатель совета директоров школ России Яков Турбовской, директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) и другие.
 
Подводя итоги дискуссии, Левичев заявил, что видит задачу Министерства образования и науки не столько в утверждении стандартов в области содержания образования, сколько в принятии стандартов на условия обучения, прежде всего, в школе.
 
Депутат резко раскритиковал отсутствие расчетов по новой реформе. "Российский "серебряный век" – это далекое следствие реформ 60-х годов XIX века, в том числе в сфере образования. Как же мы можем что-то внедрять, не просчитав на 40 лет вперед?", – задал он риторический вопрос. "У нас действительно много малокомплектных школ. Почему мы пошли на то, чтобы вкладывать деньги в автобусный парк, а не в организацию дистанционного образования, когда технические возможности для этого имеются? Научить сельских учителей с помощью дистанционных методов обучения курировать получение учениками полноценного образования – достижимая задача", – сказал Левичев.
 
Коснулся он и изучения литературы в школе, которое хотят свести на нет. "Ее главная функция в школе – учить ребят разбираться в эмоциональной сфере – любви, страданиям, ненависти, сочувствию, гордости и чувству человеческого достоинства. И, в том числе, учить управлять своими эмоциями. Если этого не будет, на какой базе мы будем обучать их, в том числе, патриотизму?", – отметил депутат.
 
"Нравится это министерству или нет, но тот вал критических отзывов, которые уже сейчас подняты при обсуждении проекта федерального закона и стандартов образования, показывает, что наша общественность способна к объединению в случаях, когда происходит угроза социальному развитию. Мы с гордостью наблюдаем, что общество болеет за страну, общество – это компетентная сила, мнение которой не только надо учитывать в крайних случаях, но и запрашивать специально и организованно", – заключил Левичев.

 



Читать Кривое-Зеркало.ру в