Год процветания коррупции
Сегодня прошел ровно год с момента подписания указа о национальной стратегии и национальном плане по борьбе с коррупцией. Принятая стратегия стала итогом неоднократных заявлений президента и правительства о необходимости решить проблему коррупции в России. Антикоррупционные меры, предусмотренные в плане, вызвали множество нареканий у экспертов. Спустя год после вступления указа в законную силу можно подвести первые реальные итоги принятых мер и дать оценку их эффективности.
За прошедший период тема коррупции стала одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и среди различных политических деятелей. Никогда раньше в законодательство не вносилось столько поправок, направленных против взяточничества. Законы стали в обязательном порядке «пропускать» через антикоррупционную экспертизу, усилился контроль за достоверностью деклараций о доходах, которые предоставляют госслужащие, стартовала реформа системы госзакупок. Была введена система 100-кратного штрафа за взятки. Значимым нововведением также стала практика опубликования в СМИ доходов высших должностных лиц государства.
Первые оценки результативности принятых поправок появились в СМИ в связи с опубликованной статистикой Transparency International и МВД РФ. В ежегодном рейтинге восприятия коррупции, который публикуется организацией Transparency International, Россия в 2010-м году опустилась на 8 мест и заняла 154-е место. «Соседями» России по рейтингу коррупции стали Таджикистан и Папуа - Новая Гвинея. По данным департамента экономической безопасности МВД, средний размер взяток в России, вопреки принимаемым антикоррупционным мерам, постоянно увеличивается. Во второй половине 2010 года он достиг 44 тыс. рублей, сейчас превысил 60.
Приведенные цифры стали показателем того, что разработанные правительством меры имели не слишком высокий уровень эффективности. «Скромность» вклада принятых за последнее время мер признал и президент, который заявил, что не очень доволен борьбой с коррупцией. Принятые план и стратегия предлагают ряд ситуативных решений, но не дают четкой схемы борьбы с причинами коррупции. Нерешенным остался один из ключевых вопросов в сфере законодательства. Россия до сих пор не ратифицировала 20-й пункт антикоррупционной конвенции ООН. Наличие такой законодательной «дыры» в антикоррупционном законодательстве, как отсутствие понятия «незаконное обогащение», существенно усложняет юридическую возможность рассмотрения состава коррупционного преступления. В конце прошлого года законопроект о ратификации 20-го пункта был внесен в Госдуму, но его рассмотрение отложили.
Принятая концепция также не предполагает каких-либо методов по реальному контролю за бюрократией различных уровней, без которого, борьба с коррупцией становится бессмысленной. Российские чиновники, стремящиеся сохранить существующий статус-кво, не заинтересованы в борьбе с коррупцией, а значит, будут по мере возможностей противостоять любым инициативам сверху. Борьба с коррупцией в таких условиях становится не только проблемой законодательства, но также делом политической воли руководства страны, без которой принятые меры будут тем или иным способом саботироваться бюрократами.
Главным позитивным фактором в пока не слишком удачном процессе борьбы президента с коррупцией стала соответствующая дискуссия, развернувшаяся в публичном пространстве. Эксперты, занимающиеся проблемами коррупции, ранее не раз отмечали, что одной из главных проблем на сегодняшний день является отсутствие внимания к данной проблеме со стороны общества. Сегодня же в СМИ и блогсфере тема коррупции стала одной из самых обсуждаемых. В связи с этим в будущем повышенное внимание со стороны общества к проблемам коррупции может стать значимым фактором в борьбе с ней.