Возвращение дефицита
Еще в феврале, когда цены на бензин, не выдержав акцизной политики Минфина, пошли вверх, правительство приняло решение об их принудительном снижении. Уже тогда практически все независимые эксперты предсказывали бензиновый кризис с последующим бурным ростом цен. В правительстве мнение этих специалистов предпочли не услышать. Цены на автозаправках были объявлены спекулятивными, ФАС начала проверки, нефтяники вынуждены были подчиниться.
С началом нынешнего бензинового кризиса в интернете появилась любопытная табличка: цены на бензин АИ-95 в странах-экспортерах нефти. Оставим в стороне экзотику: 47 копеек за литр в Венесуэле и 68 – в Туркменистане. Однако в нефтедобывающих странах Ближнего Востока этот самый литр стоит от 2 рублей 39 копеек в Иране до 10 рублей 82 копеек в ОАЭ. Наши соседи и друзья – Азербайджан и Казахстан – не укладываются в эти цифры: здесь литр стоит 13 рублей 63 копейки и 21 рубль 2 копейки. Но это тоже не 26,53, как в России.
Может быть, у нас самые жадные нефтяники, закладывающие в розничную цену 200 % прибыли? Таблицы доли расходов, налогов и прибыли в цене литра бензина А-92 показывают: прибыль в розничной цене составляет 23,3 %. Зато совокупная сумма налогов и акцизов – 39 % с лишним.
Даже министр финансов Алексей Кудрин, основной организатор и вдохновитель взимания лишних налогов (напомним, что повысив акцизы на бензин, правительство так и не отменило транспортный налог, введя фактически двойное налогообложение автовладельцев), скромно признал, что причиной возникновения бензинового дефицита стал не картельный сговор, а некорректная политика. Оказывается, основные факторы изменения цен на бензин подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. "Собственно, под них и должны подстраиваться производители, умело и своевременно администрируя, реагируя на спрос", – сказал Кудрин. Однако просчеты в администрировании и некорректной политике он адресовал не своим непосредственным подчиненным, а менеджменту нефтяных компаний. Ни с увеличением акцизов на топливо, ни с режимом налогообложения нефтепереработчиков, по глубокому убеждению главы Минфина, нынешний топливный кризис не связан.
Кудрину ответил президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Повышение цен на топливо связано с тем, что "совпало воедино – снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям". "Мы сегодня имеем ряд сдерживающих факторов, мы ведём диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации, – заявил он. – Одной из мер было бы и снижение акцизов, которые ввели с первого января". Увы, мечтать не вредно даже главе крупнейшей нефтяной компании.
Наверное, произнося последнюю фразу, Алекперов прекрасно понимал, что Минфин будет стоять насмерть за новую ставку акцизов.
А то, что цены на бензин в самое ближайшее время могут вырасти на 5-7 %, если правительство не откажется от акциза, это, видимо, не так уж важно. Тем более, что заняться кризисом уже пообещали не только ФАС, но и Генпрокуратура.
Однако все это – только вопрос цены. А кризис – это еще и дефицит бензина, триумфальное шествие которого по регионам России видно сегодня невооруженным глазом. Ответ на вопрос о его причинах Алекперов дал, как бы походя: "резкий рост цены на сырую нефть". Ситуация на мировом нефтяном рынке сделала экспорт нефти куда более выгодным, чем ее переработка и продажа внутри страны. К этому же побуждают нефтяников и административные меры регулирования цен на топливном рынке, которые чиновники применили в феврале.
Как может ответить на это государство? Глава ФАС Игорь Артемьев уже провел совещание с представителями независимого топливного рынка. Те сразу же пожаловались, что из-за дефицита бензина в ряде регионов страны АЗС вынуждены прекратить работу. Так произошло в Алтайском крае: из-за отказа "Роснефти" и "Газпром нефти" отгружать топливо частным операторам фактически закрылось около 300 автозаправочных станций.
В свою очередь "Роснефть" и "Газпром нефть" уверяют: проблема дефицита бензина в Алтайском крае произошла из-за сокращения поставок другими нефтяными компаниями. "Лукойл" и ТНК ВР также утверждают, что полностью и в срок выполняют свои обязательства по поставкам топлива контрагентам.
Ситуация очень напоминает дурной сон.
О возможном дефиците топлива в Москве заявил глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По его словам, причины сложившейся ситуации в том, что с одной стороны, налоги на отрасль увеличиваются, а с другой – государство требует от производителей снижать цены. Последнее требование, по мнению главы Московской топливной ассоциации, абсолютно нереально. "Как минимум – надо устранить административное вмешательство в отрасль", – уверен Аркуша. По его мнению, для снижения цены необходимо снижать налоговую нагрузку, но этого не происходит, за счет роста акцизов нагрузка будет только увеличиваться.
В список регионов, где в любой момент может сложиться критическая ситуация, попал и Питер. "Через две недели мы продадим те объемы, которые есть, и в городе может возникнуть реальная нехватка нефтепродуктов", – признался журналистам президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин.
Премьер-министр страны Владимир Путин уже поручил компетентным органам разобраться в ситуации. ФАС готова начать немедленные проверки в 20 регионах России. Минэнерго создает оперативный штаб. Прокуроры также рвутся в бой.
Рукотворный топливный кризис при таких подходах к нему власти может не просто затянуться и усилиться, но и стать катастрофой. В разгаре сельхозработы, а дизельное топливо растет в цене, обгоняя бензин. Протестные настроения в обществе могут резко вырасти как раз к выборам в Госдуму и не упасть до президентских. Впрочем, это уже совсем другая тема.
Главное же то, что топливный дефицит в очередной раз продемонстрировал: простые решения сложных проблем без оглядки на основные экономические законы, стремление управлять экономикой в ручном режиме не приносят стране ничего хорошего. И если этот кризис ничему не научит российские власти, то следующий может привести страну к непредсказуемым (или слишком хорошо предсказуемым) последствиям.