Медицина не для всех
Закон об охране здоровья граждан выгоден чиновникам, а не рядовым россиянам.. Главный критик Минздрава президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль отправил на днях письмо президенту Дмитрию Медведеву, премьер-министру Владимиру Путину и спикеру Госдумы Борису Грызлову с просьбой отложить до сентября принятие закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".
По мнению Рошаля, закон должен быть доработан с учетом мнения общественности. Но, по его словам, на прошедшем недавно заседании рабочей группы по доработке закона не было представлено анализа около 2 тыс. поступивших от населения предложений и замечаний по проекту. Даже если из этого массива замечаний весомых будет всего 200, надо каждое рассмотреть и обсудить, считает Рошаль.
О том, что получится, если законопроект будет принят в нынешнем виде, известный врач-педиатр мягко говорит: будет нехорошо.
Анализируя последние новации ведомства Татьяны Голиковой, Рошаль предупреждает, что они могут привести к социальному взрыву, как только большинство медицинских услуг станут платными.
Между прочим, когда законопроект обсуждался в Госдуме в первом чтении, депутат от партии "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева высказала в его адрес убийственную претензию: "В данном законопроекте нет концепции. Совершенно непонятно, какая модель у нас существует в здравоохранении, там об этом не сказано ни слова. То ли у нас бесплатная государственная медицина, то ли у нас обязательное медицинское страхование, то ли у нас оказывается помощь по государственному заданию по определённым квотам. То есть, совершенно непонятно, что у нас, какая модель здравоохранения у нас реализуется".
Действительно, протолкнув голосами депутатов от "Единой России" закон "Об обязательном медицинском страховании", определяющий более чем сомнительный механизм функционирования российской системы здравоохранения, Минздрав в новом законодательном акте хочет закрепить плоды этой пирровой победы.
Практически все критики законопроекта отмечают, что он плохо стыкуется с Конституцией РФ. В основном законе есть гарантия оказания бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях. Но, если признать, что эта гарантия должна обеспечиваться как раз новым законом, многое становится неясным: в законопроекте не прописан механизм оказания бесплатной помощи в государственных и муниципальных учреждениях. Там просто указывается, что медицинская помощь оказывается бесплатно, и не делается никаких уточнений и разъяснений. Термин "бесплатная медицинская помощь" есть, а механизма нет.
Простой пример: страховая медицинская помощь, которая оказывается в рамках обязательного медицинского страхования – она бесплатная?
Нет, мы, конечно, знаем, что бесплатная медицинская помощь в нашей стране – понятие относительное, разве только вам попался очень хороший и совестливый врач. Причем, только сочетание этих качеств может спасти ваше здоровье, а то и жизнь. Но до этого минздравовским чиновникам, готовившим законопроект, дела нет.
Поэтому в нем много говорится про медицинское изделие, про лечебное питание, про то, как должны вести себя врачи по отношению к различным фармацевтическим организациям-изготовителям лекарств и медицинских товаров. Последнее – самый важный вопрос: если производители будут как-то связаны непосредственно с врачами, доходы чиновников могут уменьшиться. О каком механизме бесплатности медицинской помощи и доступности тут можно вести речь? Скажите спасибо, что в проекте нет законодательного закрепления обязательного и ежедневного приема всеми гражданами страны "Арбидола".
Доктор Рошаль публично заявил, что финансирование здравоохранения власти должны увеличить, как минимум, в два раза. "Необходимо повышение хотя бы до 6 % ВВП. Сейчас у нас 3,7 %", – сказал он и напомнил, что в США на сферу здравоохранения тратится 15 % ВВП, а в Германии и во Франции – 8-10 % ВВП. Нет, разумеется, чиновники из Минздрава поддержат такое предложение. Вопрос в том, куда уйдут дополнительные средства. Не участковым же врачам их отдадут.
Пару недель назад отечественный Интернет взорвало сообщение из Петербурга. "Детям-инвалидам не продлевают инвалидность. Нет, их не вылечили! И даже не улучшили им здоровье. С них просто снимают статус инвалидности, который им дает бесплатные лекарства, бесплатное обслуживание в реабилитационных центрах и другую социальную помощь, без которой они и умереть могут", – написал в своем ЖЖ человек, сын которого оказался в числе таких "отказников". "Захожу и я с ребенком, а мне: Вы извините, но нам придется отказать в продлении инвалидности. Нет, конечно, вашему ребенку необходима инвалидность, ведь вашему ребенку предстоит операция на сердце, но сейчас угрозы жизни ребенку нет, и главное у нас – директива из Москвы – значительно уменьшить количество инвалидов!", – поведал он.
Делается это с одной-единственной целью: детям-инвалидам полагаются бесплатные лекарства и другие льготы, а в случае снятия инвалидности все они утрачивают силу. Вот она – забота Минздрава об охране здоровья граждан.
И когда московские и питерские чиновники начали традиционно мямлить о том, что все это клевета, в том же ЖЖ выступил провинциальный врач, признавшийся, что получил такое указание.
Теперь подобную практику закрепит новый закон, в водянистые нормы которого можно вложить все, что понравится подчиненным министра Голиковой.
Выступая при обсуждении закона в первом чтении, Оксана Дмитриева обратила внимание на очень важный момент. Наши граждане хотят, чтобы им бесплатная помощь была доступна, прежде всего, в сложных случаях, поскольку насморк они могут и сами вылечить. А вот сложная медицинская помощь, если она платная, оказывается очень дорогой. Но в статье тридцатой, посвященной этому вопросу, говорится о чем угодно: о робототехнике, генной инженерии, клеточных технологиях. Не сказано лишь одного – как наш гражданин может получить эту высокотехнологичную помощь, где у него гарантии и каков механизм. Высокотехнологичная помощь, согласно законопроекту, оказывается в соответствии с государственным заданием, которое даётся по перечню соответствующим организациям. То есть вы ее получите по тем видам, которые определят чиновники, и ровно столько, сколько будет денег у государственного задания. И никакой гарантии ее оказания, если вам требуется что-то иное, нет.
"Помните, как с монетизацией было?", – напоминает доктор Рошаль. Мы-то помним, как пенсионеры вышли на улицы с требованием вернуть льготы. А вот чиновники из Минздрава и депутаты из "Единой России", видимо, забыли.
Что ж, может быть, им довольно скоро напомнят об этом рядовые граждане страны. Те самые, которые оказались лишними в законопроекте "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", ставшем, на самом деле, законом о защите интересов Минздрава.
Олег КОНЮХОВ