В Минрегионразвития под председательством министра Виктора Басаргина состоялось заседание Общественного совета по теме: «Роль регионов в привлечении инвестиций для модернизации российской экономики». На нем, в частности, сообщили, что накануне был проведен анализ инвестиционной активности регионов. Он показал, что 10 субъектов Федерации имеют высокую инвестиционную активность (5 из которых относятся к нефтегазовому сектору), еще 13 регионов имеют инвестиционную активность выше среднероссийской (из них 8 регионов с высокой долей федерального бюджета в объеме инвестиций), а в 60 регионах инвестиционная активность ниже среднероссийской.
По данным министерства, в группу регионов с инвестиционной активностью ниже среднероссийского уровня вошли регионы, имеющие высокий человеческий и производственный потенциал (Республика Башкортостан, Пермский и Ставропольский края, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская и Челябинская области). «То есть те регионы, которые по определению должны быть центром притяжения инвестиций, на деле демонстрируют среднестатистический результат», - сказал Басаргин.
В 2010 году инвестиции в основной капитал в России составили почти 9,2 трлн. рублей. Менее 20% из них - это бюджетные вложения в размере 1 трлн. 775 млрд. (в том числе, 915 млрд. рублей или 10% от общего объема - инвестиции из федерального бюджета, 750 млрд. (8,2%) - из региональных бюджетов). По словам министра, доля бюджетных инвестиций после кризиса снижается.
В ходе заседания обсуждались возможные направления улучшения инвестиционного климата в регионах.Открывая заседание, Виктор Басаргин призвал «сконцентрироваться именно на региональных факторах содействия инвестициям». Он подчеркнул, что на федеральном уровне значительное число существовавших ранее ограничений к настоящему времени снято. По сравнению с 2000 годом доля организаций, считающих основными факторами ограничения инвестиций «несовершенство нормативно-правовой базы», снизилось с 36 до 10%, «сложный механизм получения кредитов для реализации инвестпроектов» с 39 до 15%, «неопределенность экономической ситуации в стране» - с 49 до 32%.
Министр отметил, что возглавляемое им ведомство - в рамках своих полномочий - провело определенную работу, чтобы активизировать инвестиционную активность на региональном уровне.
Разработаны стратегии социально-экономического развития всех федеральных округов, из них 4 уже утверждены Правительством. До конца текущего года будут утверждены оставшиеся. Они базируются на реализации крупных региональных и межрегиональных инвестиционных проектов, которые выбираются в соответствии с приоритетами развития данных территорий.
В рамках стратегий утверждаются перечни первоочередных инвестпроектов. Только в утвержденные 4 стратегии включены 166 приоритетных проектов. «Они начнут реализовываться в течение ближайших двух лет. В каждом случае это многомиллиардные инвестиции», – сказал Басаргин.
Кроме того, глава Минрегиона отметил необходимость активной и согласованной деятельности органов власти всех уровней, для оказания инвесторам поддержки.
- Мы знаем множество примеров, когда инвесторам региональными властями предоставляются разного рода преференции и льготы, что, по-нашему мнению, является немаловажным условием, а органами прокуратуры, это рассматривается как действо с коррупционной составляющей» - подчеркнул Басаргин. - При этом, однозначно, все должно быть в рамках закона, и согласованность действий, направленных на привлечение инвестора, для органов власти должна быть на первом месте.
В тот же день глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко выступил с докладом на первой секции Российского экономического и финансового форума в г. Страсбурге (Франция).
На ней обсуждались вопросы социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе; влияния мирового экономического и финансового кризиса на долгосрочные планы развития нашей страны. Говорили участники встречи и о роли Государственной Думы, Совета Федерации и региональных органов власти в процессе модернизации национальной экономики и преодолении последствий кризиса, а также об обеспечении экономического роста и социальной стабильности в субъектах Федерации.
По словам Анатолия Бровко, 2009 и 2010 годы стали временем коррекции экономического курса нашего региона. «Мы поняли главное – нам необходима многофакторная модель экономики, которая будет устойчива к возможным потрясениям и кризисам, - отметил губернатор. - Кризис ярко высветил и недостатки, и достоинства нашего прежнего стратегического планирования. Полезными в кризис оказались не те стратегии, где было много цифр, а те, где было много идей, где был сценарный анализ, где в основе лежал механизм переговоров и учета интересов. Исходя из этого, и была разработана новая стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 года. Стратегической целью стал рост качества жизни, соответствующий запросам современных волгоградцев. А это - здоровая экологическая обстановка, качественное жилье, интересный досуг и многое другое».
Вне всякого сомнения, что стратегическое планирование, о котором говорил участникам форума, имеет прямое отношение к инвестиционной активности Волгоградской области, которая, по словам Басаргина, в Волгоградской области ниже среднероссийской. А стратегическое планирование, в свою очередь, невозможно без грамотных, выверенных прогнозных бюджетных показателей как на краткосрочную, так долгосрочную перспективу, не говоря уже о стратегии.
В предстоящий четверг на пленарном заседании областной думы будет, среди других, рассматриваться и такой вопрос: «О проекте Закона Волгоградской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» Что там решат депутаты – не столь уж важно, ибо все дискуссии о бюджете, проводимые задним числом, как правило задним местом и оборачиваются. Но важна тенденция. А она, по оценке Контрольно- счетной палаты (КСП) такова, что высвечивает именно недостатки стратегического планирования, поскольку бюджет принимался как на 2010 год, так и на 2011 и 2012 годы.
Постановление КСП «О результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год» было принято и подписано председателем КСП 31 мая – то есть документ свеженький, что очень важно для целостности его восприятия.
А в подтверждение слов губернатора Анатолия Бровко о полезности тех стратегий, где есть не много цифр, а много идей, приведу только одну выдержку из заключения КСП. Одну, но принципиальную. Читайте.
«В результате низкого уровня обоснованности прогнозных показателей по доходам при планировании бюджета, некорректности определения источников финансирования дефицита бюджета, часть из которых не обоснованна (бюджетные кредиты), а другая часть (остатки средств на счетах) просто «подгоняется» под необходимую сумму, в 2010 году недофинансировано плановых расходов на 5,3 млрд. рублей. Столь значительное недофинансирование привело к образованию кредиторской задолженности на начало 2011 года в размере 1,9 млрд. руб., которая в настоящее время урегулирована внесенными поправками в закон о бюджете на 2011 год лишь частично (на 850 млн. руб.). Это означает, что невыполненные обязательства областного бюджета за минувший год более чем на 1 млрд. руб. фактически исполняются за счет ассигнований текущего года, что неминуемо приведет к невыполнению плановых расходов бюджета 2011 года».
Вопрос: когда начинается стратегия идей и заканчивается стратегия цифр? Быть может, понять это помогут вам некоторые выводы вам КСП? Читайте…
«В целом в доходную часть областного бюджета за 2010 год поступило 57349,9 млн. руб., что составило 96,4% от плановых назначений, в том числе:
-налоговых доходов – 39405,3 млн. руб. (94,6%);
-неналоговых доходов – 1893,2 млн. руб. (94,6%);
-безвозмездных поступлений – 16051,4 млн. руб. (101,1%).
Таким образом, в минувшем году плановые назначения по налоговым и неналоговым доходам не выполнены. Относительно 2009 года налоговые и неналоговые доходы увеличились соответственно на 8858,6 млн. руб. (29%) и 1221,3 млн. руб. (в 2,8 раза), а безвозмездные поступления из федерального бюджета уменьшились на 4608,7 млн. руб., или на 22,3 процента. В результате доля безвозмездных поступлений в доходной части областного бюджета за 2010 год составила 28%, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 11,8 процентных пункта»
Не впечатлились, уважаемые читатели? Тогда обратимся к расходам. Читайте.
«Расходы областного бюджета за 2010 год исполнены на 59559,1 млн. руб., или на 91,9% от уточненных бюджетных ассигнований. Общий объем неисполнения расходов областного бюджета составил 5263,8 млн. рублей наибольший объем неисполнения расходов в сумме 4217,5 млн. руб. (80%) приходится на 5 главных распорядителей средств областного бюджета:
-комитет по строительству и ЖКХ - 1254 млн. руб.;
-комитет по сельскому хозяйству и продовольствию - 1042,1 млн. руб.;
-управление автомобильных дорог - 991,4 млн. руб.;
-КБФПиК - 490,5 млн. руб.;
-управление социальной защиты населения – 439,5 млн. рублей.
Объяснения причин перефинансирования либо недофинансирования отдельных главных распорядителей содержатся в заключениях о результатах внешних проверок их бюджетной отчетности за 2010 год, являющихся приложениями к настоящему заключению».
Ну не бойтесь - утомлять - даже самых любознательных - цитатами из приложений я не собираюсь. А вот совет дать рискну: прочтите еще раз слова и министра Басаргина, и губернатора Бровко, найдите два отличия и напишите, что вы об этом думаете. За лучшее и обоснованное мнение – приз . Какой? Договоримся!