От чего к чему переходить будем?
Завтра состоится очередное заседание Волгоградской областной думы. Среди других вопросов депутаты рассмотрят итоги исполнения бюджета области за минувший год. К этому финансовому документу у немалой части депутатов есть вполне определенные вопросы и, прежде всего, в части такой проблемы, как неисполнение обязательств по расходным статьям.
В заключении Контрольно- счетной палаты(КСП ) Волгоградской области, подготовленном по результатам внешней проверки исполнения Закона Волгоградской области» Об областном бюджете на 2010год и на плановый период 2011 и 2012 годов» приводится немало потрясающих фактов. Вот, к примеру, некоторые выводы по одному из комитетов - комитету по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области.
Как подчеркивает КСП, общая сумма неисполненных в 2010 году лимитов бюджетных обязательств составила 1230,6 млн. руб., или 25,4 процента. При этом наибольшая сумма неисполненных назначений сложилась по расходам на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Это - 637,7 млн. рублей. Причиной неисполнения данных расходов явилось то, что фактически на указанные цели привлечено средств из федерального бюджета (за счет дотации и кредита) меньше по сравнению с запланированным объемом (при лимитах бюджетных обязательств 1774 млн. руб. фактически на указанные цели было направлено 1136,3 млн. рублей).
Об этом несоответствии депутаты вспомнили в минувший понедельник на внеочередном заседании областной думы, где в первом, втором окончательном чтении поправки в областной бюджет, которыми на поддержку местных сельхозпроизводителей направлено более 200 млн рублей.
Предварительно проект закона Волгоградской области «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 20 декабря 2010 г. №2139-ОД «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» рассматривался на заседаниях думских комитетов по бюджету, налогам и финансовой политике и по аграрной политике и природным ресурсам.
Заместитель главы администрации Волгоградской области – председатель Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Александр Дорждеев доложил, что представленные поправки не предусматривают изменений основных характеристик областного бюджета: доходов, расходов и дефицита. Расходы областного бюджета на 2011 год в целом не изменились и составили 63 771 094,5 тыс. рублей. Вносимые изменения осуществляются в пределах , предусмотренных комитету по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области ассигнований на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области».
И здесь впору вновь вспомнить проблему, с которой ужу сталкивались сельхозтоваропризводители: возмещение части затрат по своей деятельности. Дело в том, что Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 года № 298 внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Коррективы предусматривают осуществление мероприятий по обеспечению сохранности маточного поголовья крупного рогатого скота для обеспечения стабильности и в дальнейшем роста производства продукции мясного и молочного скотоводства.
В этой связи, как следует из документа, предусмотрено предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для маточного поголовья крупного рогатого скота. На эти цели из федерального бюджета Волгоградской области планируется выделить из федерального бюджета 162 108,0 тыс. рублей.
Кроме этого, в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства РФ из федерального бюджета Волгоградской области планируется выделить 308 тыс. рублей на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений.
Для обеспечения условий софинансирования с федеральным бюджетом и было предложено внести изменения в бюджет Волгоградской области, которыми за счет перераспределения средств в рамках подраздела "Сельское хозяйство и рыболовство" на 86 тыс. рублей власти региона увеличили бюджетные ассигнования на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений, на 45 200,0 тыс. рублей увеличены расходы на возмещение части затрат на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
В связи с предложенными коррективами по разделу "Национальная экономика" расходы не изменились и составили 8 727 149,5 тыс. рублей. Также не изменились и расходы по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Они составили 2 667 202,9 тыс.рублей. В результате внесенных изменений в расходную часть областного бюджета дефицит не изменился и составил 14,80% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Депутаты, голосуя»за», исходили из того, что, предусмотрев в областном бюджете средства на поддержку животноводческой отрасли область сможет рассчитывать на федеральную дотацию, которая по объему в четыре раза превышает региональное финансирование.
Таковы правила игры, то есть принципы софинансированиярегиональных и федеральных бюджетов. Замечательно! А где же принципы ответственности за неисполнение принципов софинансирования? Кто ответственен, как ответственен и в какие сроки ответственен за то, что на обозначенные цели привлекается средств меньше, чем определено или направляется на них меньше, чем получено?
Ведь дело не только в деньгах, хотя в них и есть отражение политики. Дело и в том, что отказываясь впоследствии выполнять свои обязательства перед сельхозтоваропроизводителями по обещанной компенсации затрат, власть наносит ущерб, не сравнимый ни с каким нашествием саранчи. Не потому ли в последнее время все чаще звучит вопрос: а есть ли в России единая аграрная политика?
Вот, к примеру, недавно в Волгограде прошел региональный форум «Волгоградские инициативы: проблемы и перспективы развития сельхозпроизводителей». В нем приняли участие и депутаты Волгоградской областной думы, и руководители фермерских хозяйств, и промышленники, научные, общественные деятели.
На форуме обсуждались важнейшие проблемы развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, меры государственной поддержки, проблемы рынка сельхозтехники в России. Президент «Росагромаш» Константин Бабкин в своем выступлении сформулировал концепцию Единой аграрной политики России. Именно так, с большой буквы, что стратегически представляется вполне разумным.
-- Сегодня сельское хозяйство России имеет большой потенциал, но он никак не используется. Субсидии государства распределяются неравномерно и непрозрачно. Нужна внятная федеральная политика, – заявил Константин Бабкин.
Единая аграрная политика, по его мнению, подразумевает три основные цели: повысить доходы селян, снизить себестоимость производства и увеличить рынки сбыта. Достичь этого можно следующими способами: внедрить дифференцированное субсидирование, гарантировать минимальные цены реализации, ликвидировать акцизы на дизтопливо для нужд села, стимулировать экспорт сельхозпродукции. По словам Константина Бабкина, при условии даже небольшого подъема сельского хозяйства, импульс к развитию получат и другие отрасли: машиностроение, транспорт, жилищное строительство и масса других сфер.
По итогам работы форума была принята резолюция «Волгоградские инициативы», в которой участники поддержали необходимость пересмотра государственной политики в сфере сельского хозяйства и переходу к Единой аграрной политики России.
Все это, конечно, замечательно - вот вам вариант народного бюджета под эгидой народного фронта. То есть, народная единая аграрная политика. Вот только обойдемся без больших букв, поскольку пересматривать можно то, что есть. А оно есть? От чего к чему переходить будем?