Печать
Вопрос об оплате капремонта жилых домов остается проблемой №1

В Госдуме на прошлой неделе прошел правительственный час с участием министра регионального развития Виктора Басаргина, который сообщил о том, что благодаря поддержке парламентариев удалось продвинуться по целому ряду направлений в сфере ЖКХ. При этом он сообщил, что Минрегионом разработана новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг.

Но так уж у нас повелось, когда вопрос заходит о проблемах ЖКХ, парадные отчеты об успехах интересуют немногих. А вот стоимость и качество коммунальных услуг волнуют всех. Уж очень это больная тема. Поэтому, как ни старался министр порадовать депутатов, парадного отчета не получилось.

Ведь в последнее время вновь заговорили о грядущей в ближайшем будущем 100-процентной оплате жильцами не только услуг ЖКХ, но и капитального ремонта. Суммы всплывают невероятные. Только представьте, что вся Россия с 2007 года через Фонд реформирования ЖКХ стоит в очереди на капитальный ремонт, и отремонтировано лишь 12 % жилого фонда. При этом качество ремонта оставляет желать лучшего. А что же будет, когда это бремя ляжет на плечи населения?

Поэтому, как заявила на заседании депутат фракции "Справедливая Россия" Галина Хованская, "проблема капитального ремонта – это проблема номер один на сегодняшний день".

Существует три варианта ее решения: единовременный платеж граждан, накопление средств на специальных счетах и кредитование. Существуют возражения по всем вариантам. При этом первый вообще не обсуждается.

Но и система накопления вызывает у депутатов большие сомнения. По информации Хованской, в России уже есть печальный опыт попытки накопления на капремонт у "жилищно-строительных кооперативов, которые копили деньги в течение 20 лет на капитальный ремонт, и потом в один момент эти деньги сгорели". По мнению Хованской, предпочтительнее "разработать законодательную базу по льготному, с государственными гарантиями, кредитованию собственников приватизированных квартир".

Напомним, что в советские времена плата за коммунальные услуги носила именно накопительный характер и включала амортизационные расходы. Но тогда практически не было инфляции, которая сейчас растет весьма быстрыми темпами. Кроме того, пока нет механизмов выделения и сохранения этих средств. Обслуживающие организации просто тратят их на текущие расходы и на свои зарплаты. Обещанные индивидуальные субсчета по каждому дому – идея из области фантастики.

Фактически накопительная система существует и сейчас, потому что при определении тарифов никто не исключал из них отчисления на капитальный ремонт, который был учтен изначально. Кроме того, во многих регионах начали вводить отдельную графу на капремонт сразу после принятия нового ЖК в 2005 году., а в некоторых это делают и сейчас. По экспертным данным, уже около 50 регионов взимают в муниципальных образованиях взносы граждан на капитальный ремонт.

Между тем, в Евросоюзе широко распространена кредитная система оплаты за капремонт. Так, например, по данным Института экономики города за 2007 год, в странах Восточной Европы и Балтии кредиты на ремонт выдавались в сумме до 100 % от стоимости ремонта на срок до 20 лет под 3,3 %-6,5 % годовых. Кроме того, местные власти субсидируют процентные ставки или выплачивают пособие на ремонт. Кредит берется под государственные гарантии.

В преддверии завершения своей деятельности Фонд реформирования ЖКХ рассматривал именно кредитную схему финансирования дальнейшего капремонта. Данный вопрос он обсуждал с банками. Выяснилось, что последние не хотят заключать кредитные договоры с управляющими компаниями, так как у них нет недвижимости под залог. Банки готовы кредитовать только собственников жилья и только под залог квартир. Только вот собственники вряд ли на это согласятся. При этом банки хотят введения обязательного платежа по таким кредитам и предлагают весьма высокие ставки – 30 % годовых. По всей видимости, следующий капремонт в таком случае будут делать новые хозяева квартир, так как старых просто выселят за долги.

Официально и повсеместно ввести плату за капремонт россиянам обещали с 1 января 2011, потом с 1 января 2012 года. Теперь сроки передвинули до 1 января 2014 года. Прикинуть заранее, во сколько нам обойдется капремонт, нелегко. А, учитывая тот факт, что строительная отрасль в кризисе, следует ожидать, что строители и ремонтники захотят восполнить свои убытки за наш счет. Например, по подсчетам депутатов Мосгордумы, цены, называемые Фондом реформирования ЖКХ для регионов России (2,5 тыс. рублей за квадратный метр) не реальны для Москвы. Депутаты говорят, примерно, о 10 тыс. руб. за квадратный метр жилого фонда.

Правда, малоимущих граждан обещали освободить от платы за капремонт. Эти расходы возьмет на себя государство. Кроме того, есть поручение президента о том, чтобы включить расходы на капитальный ремонт в состав субсидируемых услуг при оплате жилья и "коммуналки" – общая сумма расходов не должна превышать 22 % от доходов семьи.

По официальным данным, на начало 2011 года изношенность жилищного фонда России составляла примерно 60-70 %. Согласно закону "О приватизации жилищного фонда в РФ", при приватизации жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, эта обязанность сохраняется за государством. И лишь после исполнения этих обязательств оплата последующих ремонтов ляжет на плечи граждан, приватизировавших жилые помещения. Но государство не торопится исполнять свои обязательства, о чем постоянно говорит Галина Хованская.

Кроме того, сколько бы денег ни брали на капитальный ремонт или содержание дома, его качество будет продолжать падать, потому что все меньше у нас остается квалифицированных специалистов в этой сфере. Основной упор обслуживающие компании делают на дешевую и совершенно неквалифицированную рабочую силу. Как показывает практика, за капремонт берутся компании, не имеющие необходимого оборудования и специалистов.

Людмила ШАХОВСКАЯ
 



Читать Кривое-Зеркало.ру в